ОТ "ПЛАМЕНИ" ОСТАВИЛИ ИСКРЫ

Балет "Пламя Парижа", премьера которого состоялась в Большом, поставлен по мотивам спектакля Василия Вайнонена о Великой французской революции. Однако перед нами не реконструкция постановки 1930-х годов, а новая версия c иным взглядом на революцию и хореографию.

В интервью, предварявших премьеру, Никита Вайнонен, сын создателя "Пламени Парижа" Василия Вайнонена, не раз подчеркнул, что спектакль его отца был не советской агиткой, а хореографическим эпосом, представлявшим жизнь народа в красочных массовых танцах.
Алексей Ратманский, поставивший новую версию спектакля, определил свою работу как диалог со спектаклем Вайнонена. Он заявил: "Я не представляю, как можно без любовной линии удержать внимание зрителей на протяжении двух-трех актов... Нас волновала не столько революция, сколько люди на фоне исторических событий". Поэтому от Вайнонена в новом "Пламени Парижа" остались лишь знаменитый танец басков, классический дуэт актера и актрисы, виртуозный дуэт главных героев Жанны и Филиппа, а также комбинации массовых сцен, на основе которых Ратманский сочинил новые танцы. Все остальное - от либретто, написанного Александром Белинским, до черно-белых декораций Ильи Уткина и Евгения Монахова и красочных костюмов Елены Марковской, соединившей на сцене стилистические детали классицизма, барокко, ампира и рококо, - сделано заново.
Вместо эпоса получилась мелодрама, в центре которой две пары влюбленных. Счастливо складывается судьба крестьянки Жанны, спасающейся от домогательств Маркиза в рядах восставших, которые она возглавляет вместе с солдатом Филиппом. В этих ролях Наталья Осипова и Иван Васильев ошеломляют публику фейерверком виртуозных вращений и фантастических прыжков, Мария Александрова и Александр Волчков - темпераментом и цельностью актерских работ, а Анастасия Меськова - искренностью и заразительной воодушевленностью героини, способной воспламенить своими эмоциональными порывами и мощным зажигательным танцем кого угодно.
Трагична история Жерома, брата Жанны (в разных составах - Денис Савин и Вячеслав Лопатин). Защищая сестру от Маркиза (Владимир Непорожний, Юрий Клевцов), он попадает в тюрьму, откуда ему помогает бежать дочь Маркиза Аделина (Нина Капцова, Анастасия Горячева). Она присоединяется к восставшим, но во время казни аристократов пытается спасти отца и сама попадает на гильотину на глазах безуспешно рвущегося ее защищать Жерома. Ни самой этой истории, ни сцены казни у Вайнонена не было. В нынешнем спектакле она становится ключевой. Строй солдат с винтовками наперевес перешагивает через потрясенного Жерома, подчеркивая, как бездушно революция расправляется с теми, кто ее делал.