05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКОЛЬКО ЕЩЕ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ПРЕБЫВАТЬ "В КОМЕ"?

Кузнецов Василий
Статья «СКОЛЬКО ЕЩЕ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ПРЕБЫВАТЬ "В КОМЕ"?»
из номера 143 за 07 Августа 2001г.
Опубликовано 01:01 07 Августа 2001г.
В свое время Борис Ельцин, искавший поддержку Совета Федерации, бросил губернаторам знаменитую фразу: "Берите столько суверенитета, сколько проглотите".Проглотили. Но не все сумели переварить. Одним главам субъектов Федерации, правда, удалось использовать свои обширные полномочия для стабилизации и позитивных перемен в социально-экономическом положении в своих регионах. Другие же региональные лидеры встали на путь превращения субъектов Федерации в "удельные княжества" с подконтрольными правительствами и законодательными органами, которые принимали нормативные акты, зачастую противоречащие федеральному законодательству. Это усиливало хаос в сфере экономики и права.В такой обстановке даже в тех регионах, что обладали значительным промышленным потенциалом, богатыми природными ресурсами и развитой инфраструктурой, не удалось избежать кризиса в социально-экономической сфере, резкого снижения уровня жизни населения. Такие области и республики стали хронически депрессивными, в этом состоянии некоторыеиз них пребывают до сих пор.

Посмотрим, например, на ситуацию в Республике Коми. К 2000 году состояние социальной сферы региона эксперты Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ Уральского отделения РАН квалифицировали как "угрожающий кризис". Более четверти населения республики жило за чертой бедности. За период с 1993-1998 гг. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась с 22 до 26 процентов. В структуре валового регионального продукта доля фонда заработной платы в 1998 году сократилась до 26 процентов (при этом часть начисленной зарплаты выдается не в денежной, а в натуральной форме, что является лазейкой для увода наличных денег из обращения). Разрыв между национальным доходом и личным доходом граждан превысил 30 процентов.
Следствием этого стал зафиксированный специалистами к началу третьего тысячелетия переход республики к депопуляции - иными словами, к вымиранию населения. Так, за 1999-2000 годы его убыль составила 130,4 тысячи человек, а это и вовсе почти 10 процентов от общего количества жителей РК. В первой половине 2000 года демографическая ситуация и вовсе резко ухудшилась: в январе - мае уровень смертности превысил уровень рождаемости почти на 45 процентов, а в сельской местности - почти вдвое. Показатель естественной убыли населения возрос в 2,3 раза, в городах - в 5,4 раза.
И все это - при наличии богатейших природных ресурсов, таких, как нефть, газ и газовый конденсат, уголь, горючие сланцы, торф, ценные породы древесины. Спад промышленного производства в республике составил в 1999 году 32 процента. Износ основных фондов в промышленности в целом превысил 49 процентов от их общей стоимости. Убыточными стали большинство (60 процентов) предприятий нефтеперерабатывающей, газовой, лесной, деревообрабатывающей, сельскохозяйственной отраслей. К тому же в результате применения на предприятиях основных бюджетообразующих отраслей порочной практики использования трансфертных цен налоговые поступления в республиканский бюджет сократились вдвое. При этом бюджет принимается при очевидном дис- балансе доходной и расходной частей.
Возросли объемы взаимных неплатежей. Задолженность по зарплате к 1999 году составила более 2 миллиардов рублей. Безработица выросла с 2,3 процента в 1993 году до 16,7 процента в1999-м, а в ряде районов она превышает 20 процентов. В 18 из 20 районов республики ситуация характеризуется как неудовлетворительная. Во многих из них зафиксировано ухудшение всех параметров хозяйственного и социального развития, а сами они превратились в очаги экономического бедствия. Отсюда безудержный рост преступности, значительную долю которой составляют экономические правонарушения.
В структуре государственных финансов республики произошли знаковые изменения. Из-за значительного снижения налоговых поступлений сократились отчисления в федеральный бюджет. Внушительная часть налоговых средств стала поступать не в республиканскую казну, а на счета внебюджетных фондов. Контроль за ними в значительной степени осложнен, что оставляет многочисленные лазейки для злоупотреблений, в том числе - нецелевого расходования государственных средств.
Как свидетельствует республиканская газета "Молодежь Севера" (4.05. 2001 г.), "в отчетном докладе об исполнении республиканского бюджета за 2000 год министр финансов РК Александр Захаров обратил внимание депутатов на такую проблему, как рост задолженности - по недостачам и хищениям в бюджетных учреждениях республики. Министр с прискорбием сообщил, что только за прошлый год недостач и хищений выявлено на сумму 3,6 миллиона рублей. Как доложил главный финансист республики, "остаток по недостачам и хищениям (есть, оказывается, и такая статья в бюджете) на конец 2000 года возрос на 1,9 миллиона рублей и составил 4,2 миллиона. Расхитители же госсредств в крупных размерах (пардон, подозревавшиеся в их расхищении...) по чисто российской традиции продолжают распоряжаться нашими деньгами в органах исполнительной и законодательной власти".
К началу текущего года в производстве следственных органов республики находилось 385 уголовных дел по фактам пропажи бюджетных средств и имущества. Исполнительная власть, применяя практику бюджетного кредитования коммерческих или производственных проектов, не в состоянии обеспечить возврат кредитов в республиканскую казну.
Так, в 1995 году из средств фонда госфинподдержки северного завоза по распоряжению N315-р, изданному руководством республики, было выделено некой Международной казачьей корпорации свыше 1 миллиона долларов - под гарантии московского "Градъ-банка", о крайней ненадежности которого предупреждали независимые эксперты. Как и следовало ожидать, банк вскоре исчез вместе с "казачьим" кредитом.
Накануне дефолта 1998 года по распоряжениям того же руководства республики (N 847-р от 11 августа и N865-р от 17 августа 1998 года) все из того же фонда, созданного для финансирования северного завоза, выделяется 30 миллионов рублей благотворительному фонду Стефана Пермского - "Усть-Сысольск". Руководитель этого фонда сейчас находится под следствием.
На какие "благотворительные" цели были потрачены бюджетные средства, до сих пор не известно. Как пока точно не известно и то, куда и сколько ушло средств, выделенных из федерального и республиканского бюджетов на нужды северного завоза.
О масштабах злоупотреблений в этой сфере красноречиво свидетельствует названная на заседании правительства РК осенью прошлого года астрономическая сумма целевых кредитов, выданных с 1993 года под завоз "на севера" товаров и топлива, но так и не возвращенных государству - 1 миллиард 600 миллионов рублей! А речь ведь идет о деньгах налогоплательщиков, которые на глазах "верхов" щедро раздавались различным коммерческим структурам. В том числе и заведомо сомнительным: по нескольку раз "прокручивали" они полученные кредиты и затем попросту исчезали - банкротились, ликвидировались. Их хозяева преспокойно оседали за границей, куда заблаговременно переводились барыши от афер с северным завозом.
Самое, пожалуй, примечательное в этой истории - указ главы Республики Коми Юрия Спиридонова от 26 февраля1999 г. "О предоставлении отсрочки по уплате задолженности организациям, осуществляющим завоз товаров в районы Крайнего Севера". В нем речь идет о пролонгации долгов до 1 ноября 2005 года. По сути, получается, своим указом глава исполнительной власти освобождает злостных должников-мошенников от ответственности, в том числе уголовной. А тем временем доля социальных расходов (то есть именно на ту сферу, где уже возник угрожающий кризис) во внутреннем республиканском продукте Республики Коми сократилась с 19,4 процента в 1992 г. до 13,3 в 1999-м.
Сложившаяся ситуация не могла не сказаться и на социально-политической обстановке. Среди населения растет недовольство и недоверие к власти, формируется значительный протестный электорат: на местных выборах каждый четвертый избиратель стабильно голосует против всех кандидатов, что предвещает надвигающийся политический кризис в республике.
В чем же причины столь бедственного положения в регионе с достаточно высоким экономическим потенциалом? Ведь если сравнивать Коми с другими административными образованиями, сопоставимыми по климатическим условиям, природным запасам, промышленно-производственным возможностям, - разница становится очевидной.
Напрмер, в граничащей с РК Тюменской области социально-экономическое положение куда благополучнее. Благодаря внедрению на предприятиях лесной отрасли новейших технологий область заняла ведущие позиции в деревообрабатывающей промышленности. Наращивают мощности промышленные предприятия Тюмени, обновляя за счет технического перевооружения основные производственные фонды. Эффективная налоговая и финансовая политика региональной исполнительной власти обеспечивает бездефицитный бюджет. За счет областной казны установлены новые тарифные ставки.
Сейчас в Тюменской области средняя заработная плата в промышленности составляет 11 762 рубля. В Ямало-Ненецком автономном округе средний уровень зарплаты колеблется от 10 700 до 18 400 рублей. В Ханты-Мансийском АО - от 11 900 до 16 200 рублей. Для сравнения: по данным Госкомстата Республики Коми, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе-апреле составила лишь 4 654 руб., то есть по меньшей мере в 2,5 раза ниже. К тому же, как свидетельствует официальная статистика, крупные и средние предприятия до сих пор не вернули почти 100 тысячам своих работников около миллиарда рублей просроченной задолженности по зарплате...
Каждый глава субъекта Федерации при вступлении в должность дает присягу, в том числе обещает служить интересам населения, оказавшего ему на выборах высокое доверие. Он получает возможность управлять всеми природными и финансовыми ресурсами, средствами производства, имуществом, принадлежащим людям, населяющим данную территорию. Статья 9 п. 1 Конституции РФ гласит: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
Природные ресурсы Республики Коми тоже должны использоваться на благо всех ее жителей, а не только избранных, пусть даже демократическим путем.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников