ГРАБЛИ В РЕПЕРТУАРЕ

В Большом снова бушуют страсти. Не на сцене, а за кулисами. Ситуация напоминает 1996 год, когда вновь назначенный художественный директор Владимир Васильев решил "слегка реформировать" творческий коллектив, отказавшись продлить контракты с некоторыми известными артистами оперы и балета. Впрочем, тогда было допущено столько нарушений КЗоТа, что вскоре многих уволенных пришлось восстановить на работе. Большинство из них сумели доказать, что претензии у руководства были отнюдь не творческого свойства, а сводились к примитивному сведению счетов с неугодными. О чем, кстати, и писал "Труд".

Казалось бы, пришедшему не так давно новому руководству Большого не стоило повторять ошибки предшественников. Но... В конце минувшего сезона гендиректор театра Анатолий Иксанов принимает решение переделать заключенные в 1999 году с отдельными артистами контракты в срочные трудовые договоры. И при этом грубо нарушает новый Трудовой кодекс РФ. Там, например, сказано, что заключать срочные договоры можно будет только после утверждения перечня должностей, к которым действие этого рода документов применимо. Перечень же до сих пор не утвержден... Подписавшим договоры артистам (понятно, не очень ориентирующимся в юридических тонкостях) заявили, что это пустая формальность, которая никак не повлияет на их дальнейшую творческую судьбу. Но 28 июня появляется приказ об их увольнении с 30-го.
Что-то мешает поверить в искреннее желание руководства театра обновить коллектив, повысить заметно упавший авторитет главной оперной сцены страны. Так, среди тех, кому предложено поискать другое место работы, оказались молодые талантливые солисты, чьи творческие успехи были замечены в прессе. В частности, Айк Мартиросян, с блеском дебютировавший в не столь давней постановке "Евгения Онегина" в партии Гремина, или Елена Евсеева, успешно закрепившаяся на ведущих ролях репертуара сразу в нескольких спектаклях. В этом списке фигурируют и баритон Владимир Букин (по слухам, на него "положил глаз" сам маэстро Гергиев из Санкт-Петербурга), тенора первого плана Павел Кудрявченко и Анатолий Зайченко, другие уже ставшие известными мастера оперной и балетной сцены.
Словом, новая конфликтная ситуация в ГАБТе налицо. Мы попросили комментарий у адвоката Московской областной коллегии адвокатов, кандидата юридических наук Юрия ПОПОНОВА. Шесть лет назад именно ему довелось вести дела незаконно уволенных артистов:
- Увы, ко мне снова обратились за помощью отстраненные от исполнения своих творческих обязанностей солисты. Словно и не было 1996 года, когда незаконно лишились любимой работы около трех десятков артистов. Тогда после нелегких баталий с администрацией театра, опирающейся на молчаливую поддержку чиновников Министерства культуры, справедливость была восстановлена. Активно вступились за артистов Российский профсоюз работников культуры, Рострудинспекция, профком театра. Удивительно, но работники юридической и кадровой служб ГАБТа и сегодня демонстрируют пренебрежение нормами трудового законодательства России. Кстати, приказы и в 1996-м, и в 2002-м визировались одним и тем же лицом - руководителем договорно-правового управления театра Ириной Ильиной. Между прочим, несмотря на мои неоднократные попытки встретиться, она так и не нашла для этого времени. Мне как-то неудобно критиковать коллегу, но нельзя же дважды наступать на одни и те же грабли...
- Вы уверены, что вам удастся восстановить справедливость?
- Мои доверители, в соответствии с законом, обязательно должны быть восстановлены на работе. Но проблема не только в этом. Ведь ожидается перевод всех творческих работников театра на срочные трудовые договоры. Чтобы снова не "наломать дров", администрация должна позаботиться о юридической безупречности подготовляемых ею новых документов.