ЕХАЛИ ЦЫГАНЕ

В течение десяти дней, с 10 по 24 июля, как потом объяснили сами милиционеры, они знакомились с жизнью кочующих по стране цыган и пытались "пресечь преступность, а также эксплуатацию детей, которых заставляют заниматься бродяжничеством, попрошайничеством и мошенничеством".

После завершения операции заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин доложил об итогах десятидневного милицейского исследовательского марафона своему руководству, а также членам межведомственного оперативного штаба по борьбе с беспризорностью. Прежде всего генерал сделал упор на борьбу с беспризорностью. По его словам, подчиненные "обнаружили в цыганских таборах 2143 ребенка до 7 лет и 2274 подростка до 16 лет". Эти дети кочевали вместе со взрослыми, которые заставляли их просить деньги и заниматься мелким мошенничеством. То есть, как считает генерал, старшие использовали их в своих корыстных целях, приучая, по сути, к криминальному образу жизни. Но больше всего милиционеров возмутило то, что в числе этих детей оказались ребятишки, которые никакого отношения к цыганскому роду не имели: 107 малышей до 7 лет и еще 114 человек - до 16 лет. Причины нахождения в таборе "бесхозных" малолеток цыгане объяснить не смогли, и это позволило милиционерам сделать вывод о том, что дети были либо у кого-то куплены, либо взяты у родственников внаем. Для чего? "Скорее всего для совершения правонарушений" - объяснили сотрудники правоохранительных органов.
Вместе с тем руководители МВД обратили внимание и на взрослых цыган. И здесь, как оказалось, борцам с преступностью тоже теперь есть в чем отчитаться. Изъято 56,5 килограмма наркотиков, 275 стволов и много патронов. А попутно задержано 116 преступников, находящихся в розыске.
В Москве, как сообщили в ГУВД, результаты операции "Табор-2" весьма впечатляющи. Выявлены лидеры преступных цыганских групп, изъяты оружие, наркотики и боеприпасы. Здесь было обнаружено 13 граждан, находившихся в розыске. У 720 цыган не имелось документов и регистрационных отметок, а 422 человека не скрывали, что занимаются бродяжничеством и попрошайничеством. Однако непосредственно к уголовной ответственности привлечены лишь четверо. Из 190 попавших в поле зрения милиции детей 24 были помещены в центр временной изоляции несовершеннолетних, 45 подростков направили в медучреждения. А еще зафиксировали 22 взрослых цыгана, заставлявших малышей попрошайничать.
Между тем сами цыгане довольно неоднозначно отнеслись к этой милицейской спецоперации. Напомним, в марте этого года аналогичное мероприятие в стране уже проводилось. И тогда представители цыганских общественных организаций, в том числе вице-президент союза цыган Надежда Деметр расценили это как выпад, который напоминает попытку вернуться в репрессивные времена, потому что "ненависть к цыганам у правоохранительных органов тянется издалека, у них складывается впечатление, что цыгане - это криминал, а не национальность". Надежда Деметр считает: "Ненормально, когда целым народом на протяжении многих лет занимается только милиция, а не государство."
Так что милиция, вступив на путь борьбы с преступностью в цыганских рядах, оказалась в чрезвычайно деликатном положении: чуть пережмешь - и в чем только не обвинят. Но ведь то, что множество цыган в Москве занимаются попрошайничеством и часть из них одновременно продают наркотики и даже воруют и мошенничают, - тоже факт.
В ответ на это представители цыган выдвигают свой аргумент: разве только они совершают преступления в России? Почему же милиция тогда не проводит операции под названием, например, "Армянин"? Или "Украинская галушка"?..
Справедливости ради стоит напомнить, что попытки утихомирить беспокойную цыганскую вольницу и даже изолировать представителей шумного песенно-кочевого племени в местах их проживания делались и в других европейских странах. Однако международная общественность, взвесив все "плюсы" и "минусы", в конце концов рекомендовала отнестись к цыганским проблемам более терпимо, "не скатываясь к практике апартеида". Так было, когда в румынском городе Пиатра-Нимт собирались оградить бетонной стеной квартал, где хотели поселить несколько тысяч цыган, однако эта затея потерпела фиаско. А в чешском городе Усти-над-Лабем даже успели построить подобную стену, однако она простояла недолго, и местные власти под давлением международной общественности все же вынуждены были ее снести.
Как же в дальнейшем наши правоохранительные органы собираются бороться с преступностью среди цыганских масс? Скорее всего во многом это будет зависеть и от окончательной оценки операций типа "Табор". Мнения на этот счет разные. Вот что, например, сказала мне председатель комиссии по правам человека при президенте России Элла Панфилова: "Я всегда была против компанейщины. А то, что существует серьезная проблема, связанная с образом жизни цыганского народа, - это факт. Она гораздо шире, чем многие ее представляют. И одними облавами ее ни за что не решить. Как не сладить подобным образом и с беспризорностью. Но решать все эти сложные вопросы все равно придется, только комплексно, с холодной головой. И еще следует признать: в современной социально-экономической ситуации в непростом положении оказалась целая народность. Кто-нибудь всерьез задумывался: как и на что им сегодня жить? Какие возможности для этого имеются?"
... Вчера я вновь был у Киевского вокзала. Цыганские дети там по-прежнему выпрашивают милостыню, "цыганят". Выходит, за операцией "Табор-2" последует и "Табор-3"?