Сам ГТК по этому поводу радости не испытывает, так как "снижение физических показателей ввоза сопровождалось уменьшением взысканных таможенных пошлин и налогов". С любителей ездить с ветерком в прошлом году таможня собрала почти 50 млрд. рублей, теперь же доходы по этой статье сильно упали.
Напомним, что война зарубежному "автохламу" была объявлена два года назад. Поводом стало решение ЕС ужесточить требования к автомобилям, бегающим по западноевропейским дорогам. Тогдашний вице-премьер Илья Клебанов предложил поднять пошлины на подержанные машины, чтобы они не хлынули на наш рынок, и тем самым дать шанс нашим заводам поднять производство и обновить модельный ряд. Идея нашла горячую поддержку у российских автопроизводителей, а также у некоторых западных автомобильных концернов. Первые надеялись вернуть небогатых автолюбителей, пересевших на старые "хонды" и "фольксвагены". Вторые рассчитывали начать в России сборку недорогих машин. Но этим планам сильно мешает наличие на нашем рынке сотен тысяч "почти новых" иномарок.
Цена вопроса была высока. Только в 2002 году в Россию ввезено свыше 630 тысяч легковых автомашин, причем новых среди них - в лучшем случае одна-две из десятка. Получается, потенциальный рынок, занятый подержанными иномарками, - порядка 3-4 миллиардов долларов. Как говорится, было за что побороться.
В итоге правительство в прошлом году резко подняло пошлины на зарубежные легковые машины старше 7 лет, и их поставки практически сошли на нет. В июне 2003 года принято подобное решение по иномаркам от 3 до 7 лет, после чего недорогие ходовые модели подорожали на 700 - 900 долларов. А на днях в Белом доме озвучена еще одна идея: с 2007 года временно повысить с 25 до 35 процентов пошлины на новые зарубежные автомобили. "Думаю, - заявил глава Минэкономики Герман Греф, - за пять - семь лет мы сможем выстроить конкурентную автомобильную промышленность".
Трудно понять, на чем основан оптимизм министра, который сам признал, что повышение пошлин на иномарки наши автозаводы использовали не для снижения издержек, а для повышения отпускных цен на свои машины. В итоге одновременно с сокращением потока ввозимых иномарок падал выпуск отечественных машин. Так, за первое полугодие производство автомобилей "Ока" сократилось на 3,8 процента, вазовских авто - на 14, а легковушек завода ГАЗ - на 57 процентов.
Но место на рынке пусто не бывает. Недавно представители ряда западных автомобильных концернов снова заговорили о возможности расширения или открытия производства в России. Если пошлины на новые машины будут повышены, то эти планы, скорее всего, сбудутся. И тогда незавидная судьба ждет отечественные автозаводы, ради защиты интересов которых и затевалась эпопея с пересмотром пошлин.