БЕГИ, АКТЕР, БЕГИ

В последнее время все чаще можно услышать, что, мол, личностей в искусстве нынче мало, а для того, чтобы стать популярным артистом, необязательно быть талантливым, достаточно мелькать на презентациях и светиться в телесериалах, которые и снимаются-то как удобное место для рекламы.

Так шутят сами артисты, и тем не менее они счастливы, когда их приглашают на телевидение, поскольку один съемочный день стоит в среднем 100 долларов. Приблизительно столько рядовой артист получает в театре за месяц.
Тут и не захочешь, а побежишь. А что еще прикажете делать бедному актеру, не воровать же? Впрочем, случается и такое. Мне рассказали, что в одном московском театре артист, у которого родился ребенок, начал потихоньку подворовывать у своих коллег. Все знают, кто это делает, но молчат - жалеют парня...
Вообще-то наш театр слишком жалостливый. Несмотря на коммерциализацию искусства, в стационарных коллективах по-прежнему держат глубоких пенсионеров, так как прожить на одну пенсию они не могут. Конечно, это гуманно, но как быть молодым, которые не могут попасть в труппу, потому что все штаты укомплектованы? Да и зрители тоже не должны страдать от такого гуманизма, поскольку покупают дорогие билеты не ради того, чтобы смотреть на исполнителей с дрожащими голосами, не способных, если надо, сделать антраша.
Впрочем, чтобы лихо плясать, кувыркаться и стоять на голове, актеру даже в молодом возрасте нужен тренаж, а для этого времени постоянно не хватает. И уж, конечно, нервные и физические нагрузки сказываются на здоровье представителей Мельпомены, но остановиться, сосредоточиться они не могут - боятся выпасть из обоймы модных, востребованных артистов.
Так, всеми любимый Армен Джигарханян, выступающий и на сцене Ленкома, и в своем "именном" театре, недавно на гастролях в Америке потерял сознание, поэтому представление пришлось отменить. Хорошо, что на этот раз все обошлось, и теперь он до начала нового сезона отдыхает со своей женой в Далласе, а то ведь с диабетом шутки плохи...
Думаю, любой провинциальный артист, узнав, что Джигарханян проводит отпуск в Далласе на собственной вилле, и порадуется за прекрасного мастера, и не без легкой зависти вздохнет, поскольку не может купить даже путевку в дом отдыха Союза театральных деятелей (несмотря на 30-процентную скидку), ведь на дорогу туда тоже нужны деньги. Получается, что и нынешний театральный мир поделился на бедных и богатых. Конечно, ведущие мастера Ленкома не имеют того, что звезды Голливуда, но иномарки у них есть, дачи у многих тоже, поэтому на фоне нынешних Несчастливцевых они выглядят богачами, а это порождает зависть. В пьесе Островского "Без вины виноватые" описано, как провинциальная актриса Коринкина устраивает заговор против приезжей примы Кручининой.
Кстати, небезынтересно проследить, как несхоже ведут себя в жизни исполнительницы этих ролей Людмила Максакова и Юлия Борисова. Если Максакова постоянно вращается в богемной среде и любит заводить знакомства с режиссерами, продюсерами, то Борисова предпочитает не участвовать в этой "ярмарке тщеславия", считая, что не связи, а талант определяет место художника в творческой иерархии. Борисова - личность, она наотрез отказывается от легковесных театральных проектов, предпочитая оставаться в тени, чем быть в свете фальшивых огней.
Ходят слухи, что в прошедшем сезоне режиссер Адольф Шапиро все-таки приступил к репетициям спектакля "Последняя любовь" с участием Борисовой и Ульянова. Дай Бог, чтобы у них все получилось, а то злые языки утверждают, будто Михаил Александрович не может выучить роль - с памятью у него, дескать, стало плохо.
Впрочем, чего только не говорят в театре и о театре. Не прошло и полгода после назначения Льва Дурова на пост главного режиссера Театра на Малой Бронной, как на одном из интернетовских сайтов появилось послание на имя председателя Комитета по культуре правительства Москвы господина Худякова. Анонимная группа товарищей вопиет о безобразном поведении нынешнего главрежа: "Дуров в театре появляется редко. Например, сейчас он на гастролях в США с антрепризой. Его планы приглашать молодых - фикция. Репетируется одно старье - "Дети Ванюшина", "Доктор философии". Кто на это будет ходить?!"
Не знаю, что в новом сезоне предпримет бывший сподвижник Анатолия Эфроса, но, мне кажется, из такого "террариума единомышленников" надо бежать. Только куда? Уж, казалось бы, что можно сказать плохого о Малом драматическом театре под руководством Льва Додина, поддерживающего славу русского психологического искусства? Но и тут находятся свои судьи и прокуроры. Театр обвиняли в том, что он больше живет за границей, чем в Петербурге, что свои спектакли Додин делает с расчетом на экспорт... А уж сколько было разговоров, когда его жена, ведущая актриса театра Татьяна Шестакова, выбросилась из окна в Париже, поломав при этом руки и ноги, - это пересказать невозможно. Мусолили эту тему вкривь и вкось, зачем-то приписывали к этой трагедии покойную мать режиссера и при этом совсем не жалели впавшую в депрессию актрису. Утихомирились лишь тогда, когда у Додина случился инфаркт. Многим казалось, что после этого он уже не сможет поставить ничего интересного. А вышло наоборот: нынешний его "Дядя Ваня", быть может, лучшее, что создал Додин за свою жизнь. Этот спектакль, а также "Ревизор" в "Александринке" и "Маскарад" в БДТ были признаны лучшими постановками минувшего питерского сезона. Такого мощного Арбенина, каким его представил Андрей Толубеев в "Маскараде", я давно не видела...
Сегодня БДТ переживает сложные времена. Интеллигентный, добрейший Кирилл Лавров больше не хочет возглавлять огромный коллектив (сказываются годы, усталость) и предлагает вместо себя энергичного, молодого преемника, но труппа сопротивляется, не желая видеть на этом посту Григория Дитятковского. Обещанный "Король Лир" в его режиссерской интерпретации так и не появился в конце сезона, зато актеры стали активнее ездить на съемки в Москву, ведь неизвестно, чем все закончится... Может, новый главреж так закрутит гайки, что даже властный Товстоногов предстанет в памяти на его фоне безвольным либералом. Его внук, тоже Георгий Александрович, несколько лет проработавший режиссером на ТV-6, недавно поставил в Питере спектакль "Входит свободный человек" Стоппарда, правда, в антрепризе. Представляете, если бы он осуществил его в театре своего деда, вот было бы шума, приезжали бы смотреть даже из Москвы, как это часто делали во времена Товстоногова-старшего.
В течение этого года Москва и Питер сильно сблизились, дружно отмечая 300-летие града Петрова. Почти целый год питерские актеры Хабенский и Пореченков мотались из северной столицы в Москву для участия в спектакле чеховского МХАТа "Утиная охота", и вот наконец Табаков пригласил Хабенского в труппу, возлагая на него большие надежды. При этом Олег Павлович расстается с семью актерами, в том числе и с Андреем Ильиным, которого он переманил из Театра Моссовета. Творческих претензий к талантливому исполнителю нет, но Ильин так много выступает на стороне, что всю афишу театра, говорят, надо подстраивать под него...
На встрече с журналистами в конце сезона Табаков решил ничего не скрывать: гласность так гласность. Отныне все премьеры во МХАТе будут проходить через его жесткий контроль, а "недоделанные" спектакли, несмотря на вложенные в них средства, отправятся на свалку. Эта жестокая участь уже постигла спектакли "Тот, кто получает пощечины" и "Горячее сердце", где главную роль должен был играть пришедший из Театра Армии Дмитрий Назаров. Мягкий с виду Табаков всем дал понять: большие зарплаты надо отрабатывать по полной программе. Досталось от него и журналистам: вот, мол, вы не писали правду о МХАТе времен Ефремова, жалели больного руководителя и таким образом способствовали развалу театра...
На самом деле это очень деликатный вопрос. Как правило, художники приветствуют критику в адрес своих коллег, но не любят, если она направлена в их собственный адрес. Недавно я услышала анекдот, сильно насмешивший меня. В театральную кассу залетает муха и спрашивает: "Скажите, пожалуйста, когда у вас еще будет идти дерьмовый спектакль?". Актеры, которые присутствовали при этом, тоже смеялись, но никто из них не сказал: "Ну это прямо про наш театр"...
Мудрые актеры это понимают, они также знают, что только в союзе с настоящими режиссерами могут обрести настоящую известность. Заметьте, ни один артист добровольно не ушел ни от Марка Захарова, ни от Петра Фоменко, ни от Галины Волчек, потому что для них родной театр - это постоянно действующий мастер-класс, вне которого лицедеи деградируют. Наверное, потому актеры перебегают из театра в театр и соглашаются на антрепризы, чтобы, может быть, встретить того, кто подскажет им, где их слабые места и как справиться с этим, как ухватить за хвост птицу удачи...
Я часто вспоминаю последний эпизод фильма "Осенний марафон", где герой Олега Басилашвили отправляется вместе с другом-иностранцем на утреннюю пробежку. Ему страшно не хочется этого делать, но друг кричит: "Go, go!", и он вынужден бежать, чтобы не отстать, чтобы доказать себе, что у него еще есть "порох в пороховницах"... Пусть Басилашвили и его коллеги бегут дальше. Только не хотелось бы, чтобы они путали сиюминутную цену актера с ценностями истинного творчества.