ВАМ ПО ВКУСУ "ЕДА ФРАНКЕНШТЕЙНА"?

Уже много лет идут споры по поводу генетически модифицированных продуктов. Противники их распространения считают, что они еще недостаточно изучены, что их употребление чревато неизвестными токсичными эффектами и аллергическими реакциями. А вот председатель Госстандарта России Виталий Усов заявил на пресс-конференции, что общественное мнение сильно преувеличивает эту опасность. Но покупатель вправе знать, потребляет он генетически модифицированный или натуральный продукт. А что думают об этом наши читатели?

Анатолий ПЕТУХОВ, начальник отдела гигиены питания Госсанэпиднадзора:
- Сегодня нет научных данных, говорящих о том, что генетически модифицированные продукты могут быть опасны для нас или для здоровья будущих поколений. Тем не менее новые правила требуют маркировки ГМ-продуктов: покупатель имеет право делать осознанный выбор. Иногда звучат упреки, что Россия становится полигоном, где испытывается безопасность таких продуктов. Это не так. В Соединенных Штатах, например, их давно используют, причем без специальной маркировки.
Сергей АБАКУМОВ, председатель правления независимой общественной организации "Гражданское общество":
- Я согласен с мнением Госстандарта о необходимости установления на подобных продуктах специального знака, и не только, - потребители вообще должны быть проинформированы по всем основным показателям любого продукта. Ведь сейчас нередко на этикетках не указывается даже завод-производитель, номер ГОСТа. Куда обращаться в случае чего?
А что касается самих продуктов, то по ним должно быть не просто мнение определенных ученых, а официальное заключение, данное группой независимых экспертов. И такое решение обязательно должно пройти общественную экспертизу.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР:
- То, что Госстандарт наконец занялся этим давно назревшим вопросом, меня радует. Ведь до сих пор мы не поддерживали отечественного производителя и не ограничивали ввоз в страну импортной продукции, как это делается во всех цивилизованных странах. И при этом мало кто из наших потребителей мог понять, натуральный продукт он приобретает или генетически измененный, - ведь разобраться в системах всех этих штрих-кодов могут только специалисты. Так что присутствие на всех продуктах специального и, главное, понятного для всех знака необходимо. А что касается опасности, у нас бы не стоял этот вопрос вообще, если бы государство уделило должное внимание отечественному производителю. Ведь мы же богатейшая в мире страна, а все просим подачек у кого-то!
ВИТАС, певец:
- Сейчас нахожусь на гастролях в Стокгольме и совершенно случайно, зайдя в один из продуктовых магазинов, стал свидетелем объяснений менеджера по торговле, как отличить модифицированный продукт от натурального. И это в стране, которая, насколько мне известно, объявила мораторий на широкую продажу трансгенных продуктов, жестко контролирует выполнение закона об их обязательной маркировке. К сожалению, на прилавках российских магазинов, даже суперсовременных, генетически модифицированной продукции сколько угодно, но маркировка на ней если и есть, то на иностранном языке. Иначе как лукавством подобное следование букве закона не назовешь: вроде и есть предупреждение, но в то же время и нет его. Спрашивается, почему, например, я, ведущий здоровый образ жизни, не должен наверняка знать, есть или нет в пище примеси "еды Франкенштейна"? Я же выступаю за натуральный, экологически чистый продукт.
Нина АРХИПОВА, народная артистка СССР:
- Пока не задумаешься, какие фрукты, овощи, сосиски, колбасы и прочая снедь у тебя в холодильнике, то вроде ешь их спокойно. Мы так устроены, что все время ставим на себе опыты на выживаемость, совершенно не думая, как отразятся они на нашем здоровье, самочувствии наших детей, внуков. Вредны ли модифицированные продукты? Ответ, как считают медики, можно будет получить лет через 20 - 30.
Иван БЛОКОВ, директор "Гринпис - Россия":
- Внедрение генетически модифицированных продуктов в качестве элемента пищи, а также любой их выпуск грозят потенциальными опасностями. Известен ряд факторов, отрицательно влияющих на человеческий организм. Например, микроорганизмы становятся нечувствительными к некоторым антибиотикам. Можно говорить и об их аллергенности. Хотелось бы сказать и об опасности выращивания генетически модифицированных растений в открытых грунтах.
Алексей НОРОВКИН, студент медицинского института:
- Думаю, проблемы опасности модифицированных продуктов не существует: она раздувается искусственно. Исследования по выведению трансгенных растений - это вполне нормальная селекционная работа.
Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэт:
- Простите мне мою отсталость, но я не знаю, что такое генетически модифицированные продукты. Однако как обыватель думаю, что жизнь не стоит на месте, и мы, люди, меняемся вместе с прогрессом. К примеру, если бы Пушкин или просто человек ХVIII -ХIX века очнулся бы в наше время, то он не смог бы ни дышать нынешним воздухом, ни есть продукты, которые употребляем мы. Наш организм и все его реакции трансформируются и приспосабливаются к экологическим изменениям.