ЕСТЬ ОТВЕТ НА КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

В воскресенье страна отметит День строителя. Этот праздник выбивается из череды формальных "красных дней календаря": в современной России деятельность "рыцарей спецовки и мастерка" находится под пристальным вниманием общества. Рост цен на квадратные метры, катастрофическое обветшание по большей части "немолодого" жилищного фонда страны, предстоящее реформирование ЖКХ... Словом, квартирный вопрос по-прежнему "портит" большинство наших граждан. О ситуации с жилищным строительством читателям "Труда" рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя России) Анатолий ПОПОВ.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
Попов Анатолий Александрович родился 10 июля 1960 года.
Окончил экономический факультет Волгоградского сельскохозяйственного института. 1982-1984 гг. - главный экономист колхоза в Калининской (ныне Тверская) области. 1984 г. - научный сотрудник Нижне-Волжского НИИ сельского хозяйства. 1984 - 1986 гг. - секретарь Городищенского райкома комсомола Волгоградской области.
В 1986 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 1986-1987 гг. - научный сотрудник Всероссийского НИИ орошаемого земледелия. В 1990 г. победил во Всесоюзном конкурсе молодых ученых-экономистов. 1990-1991 гг. - научный сотрудник Академии общественных наук при ЦК КПСС. 1991 г. - приглашен на работу в Совет министров СССР. 1992-1993 гг. - главный экономист Управления финансирования агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации. 1993-1998 гг. - работал в банковской сфере. 1998 г. - финансовый директор Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная компания "Росвооружение". 1998-1999 гг. - заместитель руководителя департамента продовольственных ресурсов правительства города Москвы. 1999-2001 гг. - руководитель центра "Школа инвестиционного менеджмента" Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации.
14 мая 2001 года распоряжением правительства Российской Федерации назначен генеральным директором Федерального казенного предприятия "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской республике".
16 августа 2002 года назначен заместителем председателя комиссии правительства Российской Федерации по восстановлению Чечни с сохранением прежней должности. 10 февраля 2003 года назначен председателем правительства Чеченской республики. 5 августа 2003 года назначен исполняющим полномочия президента Чеченской республики на время участия Ахмата Кадырова в избирательной кампании.
15 июня 2004 года назначен заместителем руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя России).
Почетный строитель Российской Федерации. Имеет награды.
Доктор экономических наук. Женат, имеет сына.
ФУНДАМЕНТ ТРЕБУЕТ ОБНОВЛЕНИЯ
- Анатолий Александрович, наверное, нет человека, который не хотел бы купить новую квартиру, построить дом или хотя бы улучшить нынешние жилищные условия. Когда россиянам ждать прорыва в области массового жилищного строительства?
- Многое в нашей жизни начинается с фундамента, а качественное жилье - фундамент для нормальной жизни каждого человека. Свыше 70 процентов россиян хотели бы улучшить жилищные условия. И это совершенно справедливое, я бы сказал, годами выстраданное желание. В очереди на улучшение жилищных условий стоят 4,4 миллиона семей - 9 процентов от их общего количества в стране.
Ситуация с жилищными фондами у нас схожа с демографической. Большинство домов, как и большинство населения, стареет, новых строений и граждан появляется меньше, чем надо. Две трети из 19 миллионов жилых строений в России возведено до 1970 года. В панельных зданиях 50-60-х годов - пресловутых "хрущевках" - проживают более 15 миллионов человек. Около 40 миллионов россиян живет в неблагоустроенных квартирах. И почти 5 миллионов наших соотечественников ежедневно рискуют жизнью и имуществом, обитая в настолько ветхих и аварийных домах, что жильем назвать их можно только с большой натяжкой. Количество аварийного жилья год от года увеличивается лавинообразно: по сравнению с 1995 годом оно возросло в два раза. Объемы финансирования, которые выделяются сегодня, не покрывают даже ежегодный прирост ветхого жилья. Иными словами, восстанавливается и строится сейчас меньше домов, чем дряхлеет, попадает в категорию ветхих и аварийных.
- Короче говоря, промедление с модернизацией ЖКХ грозит многими неприятностями. Но не будет ли пострадавших от ускоренной, "авральной" реформы? Либерализацию, ваучеризацию и дефолт россияне уже проходили...
- Конечно, ситуацию с жилищным фондом в стране надо менять кардинально. Но это не должно стать очередной "шоковой терапией". Основная стратегическая цель государственной политики по реформированию ЖКХ, которую определил наш президент в ежегодном послании к Федеральному Собранию, сводится к формированию рынка жилья, доступного для различных категорий граждан. Комфортабельное жилье должно быть доступно не только для больших кошельков, но и физически построено, достроено, реконструировано.
Спрос на жилье в нашей стране сейчас значительно превышает предложение. Чтобы его удовлетворить, необходимо строить в четыре раза больше. При этом ставку надо делать на новые технологии, которые могут ускорить процесс строительства, не повышая себестоимости жилья. В 2003 году на одного жителя РФ введено лишь 0,25 кв. метра площади. Для развитых стран этот показатель составляет 1 кв. м в год на человека. Объем ввода жилой площади за прошедший год - 36,5 млн. кв. метров - уступает уровню 1993-1995 годов и тем более 1987 года, когда было введено 76 млн. кв. метров жилой площади. Между тем, чтобы успешно решать жилищные проблемы, в России ежегодно должно вводиться в строй не менее 140-150 миллионов кв. метров жилья.
ВЫШЕ КОНКУРЕНЦИЯ - НИЖЕ ЦЕНЫ
- Квартирный бум породил астрономические цены, которые подчас не по карману даже предпринимателям средней руки, не говоря о простых российских обывателях. Как обуздать галоп цен, сделать покупку квартиры доступной если не каждому, то большинству?
- Надо избавиться от монополизма на рынке, который дает возможность держать высокие цены на жилье, в несколько раз превышающие себестоимость строительства. И установить подлинные рыночные отношения, то есть впустить конкурентов. Также более доступным жилье станет, когда начнут работать механизмы банковских займов, ипотечного кредитования.
- Наученные горьким опытом деятельности стройфирм-однодневок, многие россияне боятся вкладывать деньги в жилищный фонд, ипотеку считают делом рискованным. Насколько оправданы эти страхи?
- За весь 2003 год Агентство по ипотечному жилищному кредитованию рефинансировало не более 2,5 тысячи кредитов. Действительно, в настоящий момент существующие схемы долевого участия в строительстве обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие им возврат вложенных средств. Рискуют также и банки, выдающие кредиты. Отсюда очень высокие кредитные ставки.
Но в обозримом будущем ситуация должна измениться к лучшему. Развитие ипотечного кредитования направлено на снижение рисков и процентных ставок для привлечения долгосрочных ресурсов для финансирования кредитов. Кредитование застройщиков даст возможность предоставлять земельные участки на строительство жилья под залог этих участков - в оборот будет вовлекаться все больше и больше средств. Налоговое бюджетное стимулирование рынка жилья и жилищного кредитования позволит снизить налогообложение, налог на добавленную стоимость, на прибыль, на землю. Это создаст условия для перехода к прозрачным эффективным формам продажи жилья.
На сегодняшний день в Государственную Думу внесено 27 законопроектов, связанных с расширением платежеспособного спроса населения на жилье и обеспечением эффективного оборота жилья на рынке. Из них 17 уже принято во втором чтении, а 9 будет рассмотрено осенью. В этих документах содержатся все основные меры по увеличению предложения на рынке жилья. Принятие этих законов позволит гражданам гораздо свободнее решать жилищную проблему. Так, в законопроекте о внесении изменений в Закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" сделаны поправки, предусматривающие возможность страхования только части кредита. Это позволит расширить доступ к ипотеке граждан, которым не хватает средств на первый взнос, и уменьшить риски для банков, разделив их со страховщиками. Например: если стоимость квартиры 100 000 рублей, кредит - 70 000 рублей, а страховка - 20 000 рублей, первый взнос составит не 30 000 рублей, а всего лишь 10 000 рублей.
- А какие "репрессии" ждут должников, не сумевших вовремя расплатиться по ипотечному кредиту?
- Не думаю, что таких людей будет много. Решаясь на кредит, человек, как правило, соизмеряет свои потребности со своими возможностями. Но в любом случае, по нашей Конституции, никто не имеет права выгнать человека на улицу. И даже в общежитие должника можно будет переселить только после решения суда.
В Жилищном кодексе, который будет рассматриваться Думой во втором чтении, предусмотрено создание специализированного жилого фонда. Схема такова: должник "пересиживает" трудные времена, а тем временем банк реализует квартиру, оказавшуюся ему не по карману. После этого деньги, которые заемщик успел выплатить банку, будут ему возвращены.
Кстати, Жилищный кодекс предусматривает также предоставление бесплатного жилья социально незащищенным категориям граждан.
СНОС ИЛИ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ?
- Бесплатное жилье будет как-то отличаться от покупного? Скажем, в квартирах "хрущевских" пятиэтажек, которые тоже возводились "в гуманитарных целях", и потолки пониже, и кафель пожиже...
- Жилищного "апартеида" и ущемления прав малоимущих не будет! Никто не собирается строить специальные дома с усеченными удобствами для отдельных категорий граждан. Бесплатное жилье люди получат в тех же домах, где другие квартиры будут выставлены на продажу.
А тема пятиэтажек очень болезненная. Одна из основных жилищных проблем в нашей стране - расселение из домов первых "массовых серий" застройки, так называемых "хрущевок". Их объем на сегодняшний день насчитывает свыше 300 миллионов кв. метров - больше десятой части от всего жилищного фонда России. Большинство из этих домов имеет очень высокий процент износа. На ближайшие несколько лет для строителей России одной из главных задач будет выполнение президентской "Национальной программы жилья". Она включает в себя весь комплекс работ, связанных с обеспечением и улучшением жилищных условий россиян, и значительное место в ней уделено жителям домов-"шестидесятников".
- Вы можете сказать, какая участь постигнет эти миллионы квадратных метров изношенного жилья: снос или вторая жизнь? Что, на взгляд профессионала, эффективнее: разрушить ветхий дом до основания и строить новый или провести капитальную реконструкцию, попутно надстроив пару мансардных этажей?
- Новое строительство обычно получается менее затратным, чем восстановление старого фонда. Причем новый дом, если не случится какого-нибудь форс-мажора, непременно простоит дольше, чем "модернизированный". Впрочем, у строителей, как у хороших врачей: индивидуальный подход к каждому "больному". Если дом кирпичный, имеет прочный фундамент, "терапия" реконструкции бывает лучше "хирургического вмешательства" - сноса. Такие здания, в отличие, скажем, от упомянутых "хрущевок", есть смысл восстановить, надстроить, сделать комфортабельными, отвечающими современным требованиям.
ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ
- Какие регионы России успешно решают квартирный вопрос, а какие пребывают в "строительной прострации"?
- По темпам жилищного строительства первое место по Российской Федерации твердо удерживает Астраханская область. "Серебро" и "бронза" - у Москвы и Московской области. В этих регионах-лидерах ежегодно строится более 0,5 кв. метра жилья на человека. Что же касается аутсайдеров, то очень много ветхого и аварийного жилья в Корякском АО, Камчатской и Ульяновской областях, не блестяще обстоят дела в Волгоградской области. К сожалению, в некоторых регионах федеральные целевые программы по переселению жителей из ветхого и аварийного жилья практически не реализуются из-за недостаточного взаимодействия местных органов власти с федеральными структурами.
Например, в Волгоградской области такая программа, которая на 70 процентов финансируется из федерального бюджета, сильно пробуксовывает по сравнению с соседями по Южному федеральному округу. На переселение из аварийных домов в Астраханской области выделено 90 миллионов рублей, Краснодарскому краю - 77 миллионов, а власти Волгоградской области добились от центра всего 5 миллионов рублей. По выделяемым средствам с волгоградцами примерно сопоставима Карачаево-Черкесия, население которой меньше в 10 раз.
- Мы говорим: надо больше строить, создавать реальный рынок жилья. Но частные застройщики нередко жалуются на препоны, чинимые им государством. Например, многих не устраивает практика государственного лицензирования...
- Увеличивая объемы жилищного строительства, было бы преступлением забывать о качестве возводимых домов, их безопасности. Под "прицелом" - жизни людей! Никто не спорит - избыточные функции государства надо сокращать, но на данный момент в сфере строительства сохранить государственное лицензирование необходимо. Ускоренное принятие решения об отмене лицензирования может подорвать и так не очень высокое доверие граждан, станет препятствием для решения многих важнейших задач. Если отменить государственное лицензирование сейчас, при отсутствии технических регламентов, это может привести к резкому сокращению уровня безопасности при проектировании и строительстве. Некоторые технические регламенты могут быть разработаны уже к 2006 году. К этому моменту система лицензирования может быть изменена, в частности, может быть введена аккредитация и аттестация. К 2010 году государственное лицензирование может быть отменено полностью, и эти функции могут быть переданы саморегулируемым организациям.
ДЕЛИКАТНАЯ ЗАДАЧА
- Сегодня термин "реформа ЖКХ" стал зачастую использоваться просто как синоним повышения тарифов. Когда россияне увидят конкретные результаты в этой области?
- Чтобы лампочки в подъездах горели и лифты ходили, надо принципиально изменить подходы к жилищному хозяйству. В первую очередь необходима структурная перестройка - изменение системы учета и контроля. "Бухгалтерия" ЖКХ должна быть прозрачной и понятной для потребителей услуг - жильцов. Люди должны знать, на что конкретно расходуются средства, которые они платят коммунальщикам.
- Возможно, развитию сферы коммунальных услуг и жилищного строительства новый импульс придадут настоящие рыночные отношения - частная инициатива, конкуренция?
- Только введением акционирования эксплутационных предприятий, передачей коммунального хозяйства в частные руки проблемы жильцов не решить, а только добавить им головной боли. При частниках расценки на услуги коммунального хозяйства будут устанавливаться рыночными методами. Но по реалиям современной России, если цены будет диктовать равновесие спроса и предложения, они окажутся не по карману даже среднему классу. Государство будет делать все возможное, чтобы избежать реформирования "по живому", только за счет кошельков населения. Но, с другой стороны, несерьезно говорить, что модернизация ЖКХ возможна при нынешнем уровне цен на коммунальные услуги и сотнях тысяч неплательщиков. Поэтому государство и должно оставить за собой контроль над сбалансированностью решения столь острой и деликатной задачи.
- В таком случае, какой интерес частному бизнесу участвовать в жилищно-коммунальной реформе?
- Уже сейчас бизнес может в сфере ЖКХ получать хорошую прибыль. Водой, электричеством, отоплением и канализацией мы, по крайней мере по своей воле, пользоваться не бросим. Поэтому приток денежно-финансовых ресурсов в ЖКХ не прекратится, будет постоянным и гарантированным. Что, безусловно, представляет большой интерес и для бизнеса, и для жильцов. Скажем, если организация берет на обслуживание город, система становится надежной, эффективной и прозрачной: организации выгодно будет ставить долговечное оборудование, трубы, обслуживание и замена которых отнимает слишком много средств. Даже при минимальной процентной ставке, к примеру 10 процентов, банкам выгодно кредитовать жилкомхоз. Другой вопрос, на каких условиях бизнес придет в отрасль. Здесь позиция Федерального агентства незыблема: все под контролем государства. В противном случае реформа может обернуться выкачиванием средств из отрасли. А пострадает от этого население.
ПОЗДРАВЛЯЯ СВОИХ КОЛЛЕГ-СТРОИТЕЛЕЙ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ, Я БЫ ХОТЕЛ ПОЖЕЛАТЬ ИМ СЧАСТЬЯ, НЕИССЯКАЕМОЙ ЭНЕРГИИ, БОГАТЫРСКОГО ЗДОРОВЬЯ И УПОРСТВА: КОГДА ВКЛЮЧАТСЯ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МЕХАНИЗМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ, РАБОТЫ У НИХ БУДЕТ НЕПОЧАТЫЙ КРАЙ
Беседу вел