КЛАРА ЛУЧКО: ЦЫГАНКИ МЕНЯ СВАТАЛИ ЗА БУДУЛАЯ

Уроженка села Чутово Полтавской области впервые появилась на экранах советских кинотеатров в 19 лет от роду. Сейчас в фильмографии народной артистки Советского Союза Клары Лучко более 60 ролей, среди которых работы в таких известных картинах, как "Кубанские казаки", "Большая семья", "Двенадцатая ночь", "Цыган", "Ларец Марии Медичи", "Мы, нижеподписавшиеся", "Возвращение Будулая". Недавно Лучко отметила день рождения. С учетом пожеланий читателей "Труда" наш корреспондент напросился в гости к актрисе, чтобы побеседовать "за жизнь" в искусстве.

- Клара Степановна, что вам вспоминается из детства и юности?
- Особенно запали в память два случая. По призыву пограничников я отдала для службы на границе любимую овчарку Джульбарса. А в 6-м классе влюбилась в девятиклассника, красивого паренька по прозвищу Принц. Чтобы он меня заметил, пошла за ним на парашютную вышку и прыгнула с замирающим от страха сердцем. Принц благосклонно оценил мой поступок, но этим наши отношения и ограничились...
С ранних лет во мне воспитывали стойкость, стремление делать добро, умение чувствовать чужую боль. Я верю в судьбу, но считаю, что она все-таки зависит от этих качеств. Вот, например, когда поступала во ВГИК, там был конкурс в три этапа. К последнему туру допускалось только 12 человек. А я оказалась 13-й. Но я проявила настойчивость, и мне разрешили сдавать следующий экзамен, который, между прочим, шел в аудитории номер 13. С тех пор это число считаю для себя счастливым.
- Студенческие годы - время вообще счастливое. В сталинскую пору, говорят, студенты неплохо жили...
- Нашу студенческую жизнь легкой не назовешь. Шла война. В холоде и голоде казахской эвакуации моя юношеская стойкость однажды дала трещину. Я тогда получила по "сахарной" карточке 48 шоколадных конфет. Твердо решила "растянуть удовольствие" и кушать строго по одной конфетке в день, но чувство голода пересилило, и слово свое я не сдержала - пока шла из магазина, съела все.
ВГИК я окончила уже после войны с красным дипломом. Мой мастер Сергей Аполлинариевич Герасимов записал в дипломной характеристике: "Тургеневская героиня, ей играть лирические классические роли... " И тут же расширил амплуа, сняв меня в роли комсомолки Марины в фильме "Молодая гвардия".
- Какие роли у вас самые любимые?
- Очень "громкой" была одна из первых моих картин - "Кубанские казаки" Ивана Пырьева. Именно с роли Даши Шелест началась моя большая жизнь в кино. Помню, на меня тогда обрушился шквал писем. Женихи со всей страны предлагали руку и сердце. Однако любимый человек у меня уже был. С Сергеем Лукьяновым мы впервые столкнулись в гримерке на съемках "Кубанских казаков". Он играл Гордея Ворона. Сережа тогда внимательно посмотрел на меня и воскликнул: "Я пропал!" Но пропасть себе не дал. После выхода фильма на экран мы поженились. У нас родилась дочь Оксана. К сожалению, из-за болезни сердца Лукьянов умер рано - в 55.
К счастью, я не осталась одна. Через несколько лет познакомилась с писателем и журналистом Дмитрием Мамлеевым. Он пошел меня провожать, мы никак не могли поймать такси, потом долго бродили по улицам. Так до сих пор и идем вместе. Прошли уже через серебряную свадьбу.
- Слышала, что картину "Кубанские казаки" очень любил Сталин...
- Да. И название придумал именно он, когда был ее первым зрителем. Первоначально фильм назывался "Веселая ярмарка". За "Кубанских казаков" я вместе с некоторыми другими участниками киногруппы получила Государственную премию и орден. Кстати, фильм тогда закупили многие страны. Однако когда после ХХ съезда Хрущев навесил "Кубанским казакам" ярлык "лакировка действительности", фильм исчез с экранов. А во времена Брежнева о нем вспомнили: пленку отреставрировали, переозвучили и выпустили на экраны. Здорово фильму досталось в перестройку. Сейчас с недоумением вспоминаю: а из-за чего был весь сыр-бор?! Ведь это просто веселая музыкальная комедия с замечательными песнями Исаака Дунаевского, самые мелодичные из которых "Каким ты был, таким остался" и "Ой, цветет калина" поют в народе до сих пор.
Недавно настоящие казаки с Кубани вручили мне грамоту "Почетная казачка". Это оценка картины, которую только в первый год проката посмотрели 40 миллионов зрителей, а сейчас, по признанию кинокритики, она вошла в двадцатку самых популярных лент советского периода. Кстати, мою работу в фильмах Александра Бланка "Цыган" и "Возвращение Будулая" признало не только казачество. Когда я была на съемках в Новороссийске, меня на рынке окружил табор цыган. Они заявили, что переживают за мою Клавдию и хотят, чтобы именно она вышла замуж за Будулая, а не молодая цыганка Настя: "Вы - добрая, хорошая. А Настя - злая".
- Я знаю, что за границей вас удостоили звания "женщина тысячелетия в области искусства"...
- Подозреваю, что не меня одну. Однако, не скрою, было приятно. Такую грамоту мне прислали в 2000 году из Кембриджа. Как раз в то время по экранам Великобритании прошел фильм Яна Фрида "Двенадцатая ночь", где я сыграла сразу три роли: Цезарио, Виолу и ее брата Себастьяна. Эту экранизацию высоко оценили шекспироведы. Это лишний раз доказывает, как важно бережно относиться к постановке классических произведений.
Я, например, не понимаю современных режиссеров, которые подгоняют Шекспира под свое убогое понимание искусства. Дескать, "я так вижу", а что там написал автор, их особенно не волнует. В таких постановках обязательно должны быть соответствующие времени декорации и костюмы. Это создает атмосферу, настроение и помогает актерам раскрывать характеры и ту эпоху. Именно это нам интересно. Ведь никто не пытается перерисовать на свой лад "Джоконду" Леонардо да Винчи или рафаэлеву "Мадонну". А в сценических видах искусства нарушать авторский замысел почему-то позволяется.
- Вы много поездили по миру, в том числе и в советские времена. Заграничная жизнь вас поражала?
- Конечно, удивляла. Помню в 1955 году на Каннском кинофестивале фильм Иосифа Хейфица "Большая семья" получил специальный приз "За лучший актерский ансамбль". Конечно, к нам, людям из Советского Союза, было приковано внимание не только прессы и зарубежных кинематографистов. Простые люди нами тоже живо интересовались. Однажды в ресторане отеля нас обслуживали официант мсье Пьер и его помощник, парнишка лет шестнадцати. Обед шел своим чередом, как вдруг юный помощник официанта случайно опрокинул мне на ногу чашку с кипятком для чая. Я закричала от боли и убежала в номер. Спустя несколько минут в дверь постучали. На пороге стояли перепуганные: хозяин ресторана, официант Пьер и его ни живой ни мертвый помощник. Хозяин с улыбкой сочувствия вручил мне букет роз, предложил деньги за причиненный ущерб и пообещал уволить парнишку. Я отказалась от денег и просила никого не увольнять.
Когда вечером наша делегация пришла на ужин, то официанты встретили мое появление аплодисментами. И все оставшиеся дни нашего проживания в отеле мсье Пьер каждый раз баловал меня чем-либо вкусным сверх того, что полагалось.
- Что вы думаете о состоянии российского кино?
- Сейчас за рубежом проявляют интерес в основном к нашей киноклассике. Что-то сломалось в нашем кинематографе. Не все в порядке с чувством собственного достоинства. Почему? Ведь у нас сейчас есть с десяток картин, снятых на очень хорошем уровне Павлом Чухраем, Андреем Звягинцевым, Валерием Тодоровским... Не надо стесняться своего и заискивать перед Западом.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
-Снимаюсь в картине "Разводные мосты" и в комедии "Первый путь". В кино я до сих пор востребована. Перешла на возрастные роли и получаю немало предложений. Мне интересны разные образы. Конечно, почти в каждой роли есть что-то от исполнителя. Но тиражировать только самое себя, замыкаясь в узких рамках одного амплуа, - значит обречь себя на скорое завершение карьеры. Как это произошло с талантливыми Диной Дурбин в 26 лет и Греттой Гарбо в 36.
Открою вам секрет: недавно Юлий Гусман предложил мне сыграть в его новом фильме... актрису Клару Лучко. Это небольшая роль, но мне интересно, что получится из этой затеи.
- Меня не поймут женщины, если я не задам вопрос о ваших шляпках. Говорят, вам удалось "обойти" в этом пристрастии английскую королеву...
- Разве можно серьезно нас сравнивать? При дворе этикет и многолетние традиции. А я просто привязалась к шляпкам с юности. Их у меня не так много - не более двадцати. Считаю, что эта часть туалета придает облику женщины пикантность.
Кстати, журналисты отметили, что на прошедшем Московском кинофестивале было два нетипичных события: мэр Москвы Юрий Лужков появился на публике без кепки, а Клара Лучко - без шляпки.
Беседу вела