ИГРУШЕЧНЫЕ ВОЙНЫ

Вашингтон объявил Пекину "игрушечную" войну. На днях крупная американская компания отозвала миллион игрушек, сделанных в Китае. Американцы считают, что эти поделки опасны для здоровья. Корреспондент "Труда" прошел по московским магазинам, чтобы выяснить, какими игрушками играют российские дети.

Проход под Лубянкой - место бойкое. Тянется вереница ларьков, торгующих пиратскими дисками, фальшивыми самурайскими мечами и настоящими китайскими игрушками. Возле одного стоит мать с пятилетним сыном. Малыш готов разреветься:
- Мама, купи "Мерседес"!
- И не подумаю.
- Ну тогда хоть "Волгу"!
- Да она же в пять раз дороже - 2300 рублей!
"Волга" и впрямь классная. Мечта малыша и Юрия Деточкина создана мастерами из Саратова. Видны даже знаменитый прозрачный спидометр и дворники. Вот только цена... К слову, китайские машинки, которыми забита витрина, в несколько раз дешевле.
- Вот поэтому китайские игрушки и берут, - говорит продавец Любовь Коява. - У меня некоторые спрашивают мягкие российские игрушки. А их нет.
- Что, совсем? - любопытствую я.
- Одна есть, - и Люба со вздохом снимает с витрины лопоухого зайца с морковкой. Я решаю рублем поддержать отечественного производителя, но, приглядевшись, обнаруживаю, что заяц родом из того же Китая. Любовь расстроилась даже больше, чем я.
Возле "Детского мира" торгуют симпатичными Чебурашками и семейкой Смешариков. Продавщица уверяет, что российские. На ярлычке и впрямь написано по-русски, указано какое-то ООО. Впрочем, ниже мелким шрифтом набрано, что это дистрибьютор, а производитель - в КНР.
- Ну и что? - пожимает плечами продавщица. - Все сертификаты имеются. А раз так, то пусть хоть в Гондурасе делают...
- А чем это он попахивает? - принюхивается к Чебурашке женщина.
- Да ничем! - вступается за товар продавщица. - А если не нравится, постирайте в машинке.
- Однажды уже постирала. Была игрушка коалой, а стала белым медведем.
Я на всякий случай понюхал Чебурашку. И правда - попахивает...
В московском "Детском мире" я долго искал российские игрушки. В главном торговом зале, как уверяла меня менеджер Светлана, все китайское. "Все" - это куклы Барби, квадроциклы, детские косметички и еще несколько сотен (если не тысяч) наименований. Почти такая же картина на других этажах.
- В спортивном отделе есть товары российских производителей, - подсказала продавец Лариса Пастернак.
Чем же россияне расстарались? Пластмассовые кегли, летающие тарелки, зообаскетбол и настольный хоккей. Правда, на таком же я играл еще во втором классе. За прошедшие тридцать лет он почти не изменился. Впрочем, есть исключение.
- Все наши куклы сделаны из натуральных материалов, - говорит продавец Алена Калибаба, протягивая мне симпатичную игрушку. - Это полностью соответствует требованиям детской санитарии.
Кто бы сомневался: ведь все кукольные костюмчики сшиты вручную из хлопка и льна! Вообще лавочка Алены, расположенная на последнем этаже "Детского мира", напоминает сувенирный магазин. Полно русских кокошников, сарафанов и древнерусских красавиц. Все это авторские работы, их на ура разбирают иностранцы. Но для детей дороговато: куколка размером с ладонь стоит 150 рублей.
Какие российские игрушки могут конкурировать с китайскими?
Генеральный директор лобненской фабрики игрушек ООО "Звезда" Константин КРИВЕНКО:
- Наша фабрика занимается моделями и настольными играми. В этом сегменте мы конкурентоспособны. В моделизме все определяется технологиями, качеством оснастки и уровнем инструментального производства. Здесь у нас все на уровне. Однако там, где требуется много ручного труда, например, при производстве мягких игрушек, там с Китаем конкурировать невозможно. Мы и не пытаемся.
СПРАВКА "ТРУДА"
В стране насчитывается порядка 28,5 млн. детей в возрасте до 16 лет. Годовой оборот рынка игрушек в России оценивается в 140 - 150 млн. долларов. Прогнозируемый годовой прирост - 30%. Сейчас на рынке российских игрушек - около 10%, китайских - около 70%.