ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН

Недавно на лентах информационных агентств прошла сенсационная новость: власти Бельгии легализовали многоженство. Циркуляр, позволяющий вторым (равно как и третьим, четвертым и прочим) женам получить визу в эту страну для воссоединения с супругом, поступил во все бельгийские консульства и посольства.

НЕ БУДЬТЕ СТРАУСАМИ
Впоследствии оказалось, что произошла ошибка. Дипломаты неправильно интерпретировали решение Конституционного суда, который всего лишь принял постановление, запрещающее дискриминацию детей, родившихся в полигамном браке. Как бы то ни было, бельгийский курьез подхлестнул не первый год ведущиеся споры о том, нужна ли Европе легализация полигамных браков.
В Италии, например, с 1996 года депутаты парламента обсуждают, но не принимают о закон "О религиозной свободе", позволяющий заключать браки по правилам той конфессии, к которой принадлежат жених и невеста. Эта оговорка, как считают ревнители ислама, позволит легализовать многоженство. Доводы сторонников этого процесса просты: почему не легализовать то, что и так является реальностью? Тем более что и при отсутствии закона в Европе полигамные браки стали если не обычным, то часто встречающимся явлением. По подсчетам правозащитницы Фуад Сбай, в той же Италии насчитывается минимум 15 тысяч полигамных семей.
ЕВРОПА ИДЕТ ПО СТОПАМ РОССИИ
Если в Европе только думают над легализацией многоженства, то в нашей стране опыт узаконивания полигамных браков уже был. Еще в 1992 году мятежный генерал Джохар Дудаев издал указ, разрешающий чеченским мужчинам заводить гаремы. Правда, количество жен не должно было быть более четырех. Правом, дарованным генералом, воспользовались немногие: не до того было - война началась. Зато с затуханием боевых действий к идее многоженства вернулись вновь. Причем не только в Чечне, но и в соседней Ингушетии.
Именно там в 1999 году своим указом тогдашний ингушский президент Руслан Аушев разрешил многоженство, объясняя необходимость этого нововведения "сложной демографической ситуацией в республике". Действие указа сразу приостановил президент Борис Ельцин, а спустя год республиканский Верховный суд и вовсе отменил его как противоречащий федеральному Семейному кодексу, запрещающему жениться тому, кто уже женат. Однако как минимум 15 ингушских мужчин все-таки успели зарегистрировать полигамные браки, официально не расторгнутые до сих пор.
ЧЕЧЕНСКИЙ ПРИМЕР
Чиновники соседней Чечни идею легализации полигамных браков публично поддер-жали только спустя семь лет. В 2006 году в эфире одной из федеральных радиостанций тогда еще вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров сообщил, что категорически выступает за многоженство. Причины выдвигались также демографические. "Из-за войны число женщин превышает количество мужчин на 18%. Мужчина может иметь до четырех жен. Я это приветствую", - сказал Кадыров.
Слова чеченского лидера не нашли законодательного воплощения, несмотря даже на то, что его поддержал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Равиль Таджуддин. Он даже призвал немусульман перенять эту традицию. "Некоторые мусульмане ведь тоже перенимают традиции других народов: отмечают Новый год, Пасху, едят свинину и пьют спиртное", - без обиняков сообщил муфтий.
ЛИБЕРАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ МНОГОЖЕНЕЦ
Впрочем, этот призыв нашел отклик только у одного, зато весьма известного российского немусульманина - Владимира Жириновского. Он не только одобрил идею Кадырова как перспективную для демографического развития России, но даже изъявил желание взять себе вторую и третью жену, а также подготовить поправки в Семейный кодекс, разрешающие полигамию. Правда, ни то ни другое вождь либерал-демократов пока не осуществил. Может быть, потому, что его идея не находит поддержки ни у элиты, ни в обществе.
Оперная дива Галина Вишневская, например, назвала по телевидению дураком одного из депутатов от ЛДПР, рьяно отстаивающего идею многоженства. Судя по опросам, в негативной оценке полигамии с ней согласно подавляющее большинство россиян. По данным фонда "Общественное мнение", 62% граждан относятся к идее легализации многоженства отрицательно и лишь 10% - положительно. При этом всего лишь 16% российских мусульман одобряют полигамные браки. 59% приверженцев ислама в нашей стране относятся к ним отрицательно.