19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

И ВСЕ-ТАКИ НЕ ТОПТАТЬСЯ НА МЕСТЕ...

Жуков Александр
Опубликовано 01:01 07 Сентября 2000г.
Почти два года назад в Красноярске тогдашние президент РФ Ельцин и японский премьер Хасимото провозгласили целью еще до окончания тысячелетия заключить мирный договор между Россией и Японией. Их совместное заявление вызвало недоумение у некоторых специалистов и аналитиков. Срок был поставлен жесткий, а конкретных путей к разрешению основной проблемы, мешавшей заключению договора, - проблемы Южнокурильских островов - не просматривалось.

Напомню, в результате поражения Японии был установлен советский суверенитет над южной частью о-ва Сахалин и Курильскими островами, в том числе и над нынешними "проблемными": Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан.
Собственно говоря, мирный договор между СССР и Японией мог быть заключен еще в 1951 году. В соответствии с Потсдамской декларацией (июль 1945 г.) послевоенный суверенитет Японии ограничивался четырьмя крупнейшими островами архипелага и "теми островами, которые мы (т.е. будущие победители. - А.Ж.) укажем". Этот же принцип лег в основу мирного договора, подписанного в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Разгромленная и оккупированная американцами Япония была лишена права обсуждать его условия. В работе мирной конференции в Сан-Франциско участвовала и советская делегация. Однако по ряду причин (прежде всего из-за неприглашения на конференцию недавно образованной Китайской Народной Республики, а также из-за разногласий по некоторым процедурным вопросам) Сталин запретил ей подписывать договор. В итоге послевоенные советско-японские отношения остались юридически неурегулированными на неопределенный срок.
В 1956 г. японский премьер Итиро Хатояма предпринял попытку ослабить одностороннюю внешнеполитическую зависимость Японии от США и в качестве противовеса нормализовать отношения с СССР и КНР. Ради этого он был, в частности, готов пойти на значительные уступки в территориальном вопросе. Однако мощное американское давление полностью сорвало японо-китайское обсуждение и воспрепятствовало заключению полноценного советско-японского мирного договора. Правда, было официально прекращено состояние войны между двумя странами, установлены дипломатические отношения, нашла решение проблема японских военнопленных.
Однако затем в советско-японских отношениях наступило новое охлаждение, а далее - застой. Причина заключалась главным образом в отсутствии реальной заинтересованности японской стороны в развитии отношений с Москвой из-за слабости экономических связей между двумя странами, а не в самом по себе территориальном вопросе. Ведь неурегулированность границы с КНР не помешала бурному развитию всех аспектов японо-китайских отношений в 70-80-е годы, а разрешение территориального спора было отложено, согласно знаменитой формуле Дэн Сяопина, "на усмотрение будущих поколений".
Бурные политические события и преобразования в Советском Союзе, а затем в России породили надежды на скорое разрешение застарелой проблемы.
Возвращаясь к сегодняшним дням, можно сказать, что президенту Путину в области российско-японских отношений досталось нелегкое наследство. Эмоциональный потенциал их развития, появившийся во времена перестройки, пожалуй, исчерпан, а конкретная база для продвижения вперед так и не создана. Поэтому Красноярская декларация о скорейшем заключении мирного договора оказалась нереалистичной - обе стороны в ходе последних переговоров, кажется, это признали. Вместе с тем многие заявления, сделанные в ходе визита нашего президента, внушают оптимизм. Прежде всего это касается встречи В. Путина с представителями японских деловых кругов, во время которой японской стороной были выдвинуты конкретные пожелания относительно создания благоприятных условий для развития экономических отношений с Россией и которые встретили столь же конкретный и благожелательный отклик с нашей стороны.
Похоже, время борьбы идеологий и амбиций в российско-японских отношениях проходит и уступает место кропотливой и конструктивной работе по их улучшению на реальной, прежде всего экономической, основе. Это может занять немало времени, но гарантирует прочный и надежный результат. Во всяком случае, стороны, кажется, все больше склоняются к близкой реалистически мыслящим людям идее, что в сложившейся ситуации мирный договор, равно как и разрешение территориальной проблемы, должны стать итогом, а не предпосылкой установления близких, дружественных отношений между нашими странами.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.