04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАЙНА ГИБЕЛИ "К-141"

Гундаров Владимир
Статья «ТАЙНА ГИБЕЛИ "К-141"»
из номера 167 за 07 Сентября 2000г.
Опубликовано 01:01 07 Сентября 2000г.
Чем большим числом версий обрастает тайна гибели атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами (АПРК) "Курск", тем меньше надежды на то, что истинные причины гибели подлодки когда-нибудь всплывут из глубин Баренцева моря и станут известны общественности. Так бывало уже не раз в истории отечественного Военно-Морского флота.

Остались невыясненными первопричины гибели 3-4 октября 1986 года ракетного подводного крейсера стратегического назначения "К-219", который затонул в районе Бермудского треугольника в результате взрыва ракеты в шестой шахте. Материалы специальной комиссии, занимавшейся расследованием катастрофы, до сих пор остаются закрытыми, а свидетели связаны подпиской о неразглашении.
Не выяснены до конца причины пожара и гибели глубоководной атомной подводной лодки "К-278" "Комсомолец" в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Жаркие споры о том, кто виноват, продолжаются по сей день между представителями военно-промышленного комплекса, построившего корабль, и Военно-Морского флота, его эксплуатировавшего. Но причины катастрофы так и не названы.
Что касается "Курска", то в первые же дни после катастрофы было выдвинуто с десяток версий гибели субмарины. Их обилие указывает только на то, что истина еще долго будет оставаться на дне Баренцева моря. Есть два основания, чтобы это утверждать. Первое - в отличие от всех предыдущих подводных катастроф не осталось в живых свидетелей аварии. Второе - в мировой практике нет технологии и опыта подъема на поверхность субмарины, полное водоизмещение которой около 24 тысяч тонн. "Курск" можно сравнить с 6-этажным 9-подъездным домом или с гигантским железнодорожным составом, насчитывающим 400 цистерн.
Осенью 1997-го впервые в истории ВМФ на Тихоокеанском флоте в бухте Крашенинникова был осуществлен подъем ПЛА "К-313" (по натовской классификации "Чарли-1") с выгруженной активной зоной ядерной энергетической установки. Полное водоизмещение этой лодки было 4600 тонн. Субмарина лежала на грунте на глубине 20 метров, причем она погрузилась в илистое дно на 2 метра. Подъем длился почти 150 суток, хотя сначала планировали поднять лодку за 3 недели.
"К-141" лежит на склоне подводного плато на глубине более 100 метров, при этом она медленно погружается в многометровый слой ила и песка. Традиционными способами "Курск" не поднять. Предлагается использовать самоподъемные плавучие буровые установки.
Сейчас на государственном машиностроительном предприятии "Звездочка" на острове Ягры в Северодвинске рядом с тяжелым подводным ракетным крейсером стратегического назначения системы "Тайфун" высится гигантская самоподъемная плавучая буровая установка СПБУ 6500/10-30, которую строят по заказу РАО "Газпром". На ее строительство потребовалось 130 миллионов долларов и 15 тысяч тонн хладостойкой стали. Еще ягринские корабелы строят уникальные понтонные мосты, как тот, что установлен на реке Печоре. Его длина - 483 метра, он состоит из 160 понтонов грузоподъемностью 120 тонн. Аналогичные сооружения могут пригодиться для подъема ПЛА "Курск". Но на их подготовку и доставку к месту трагедии уйдут годы.
Остается нерешенным и целый ряд других технических проблем. Самая главная - обеспечение радиационной безопасности при подъеме ПЛА.
По мнению профессора Института океанологии РАН Александра Городницкого, ПЛА "Курск" с заглушенными атомными реакторами может находиться на дне Баренцева моря до следующей весны. По его словам, Баренцево море не является сейсмически опасным районом, лодка лежит на ровном дне. Поэтому нет оснований опасаться, что она даст утечку радиации. В то же время ученый подчеркнул, что поднять "Курск" в этом году практически нереально.
Корпус реактора очень прочный, коррозия корпуса составляет всего несколько микрон в год. На это в основном и надеются российские специалисты. Но дело не только в коррозии корпуса. На "Курске" два водо-водяных реактора с мощностью по 190 мегаватт каждый. Не исключено, что компенсирующие решетки не дошли до крайнего нижнего положения. По крайней мере с большой достоверностью можно утверждать, что никто из членов экипажа не имел времени для того, чтобы вручную опустить компенсирующую решетку и поставить ее на "концевики", как это было на "К-219". А только в таком положении реактор считается надежно заглушенным. Автоматическая защита реактора должна была сработать в экстремальной ситуации. Но даже если предположить, что компенсирующая решетка остановилась на полпути, процесс деления прекратился. Это объясняется тем, что активная зона реакторов "Курска" новая и урановые стержни "отравлены" только в самой верхней своей части, там, где в любом случае должны находиться компенсирующие стержни решетки. Таким образом, процесс деления урана в реакторе "Курска" остановлен.
К сожалению, специалисты Минатома не договаривают, как поведет себя реактор при изменении положения лодки. Возможно, процесс деления начнется вновь, и тогда тепловым взрывом лодка будет разрушена, а Баренцево море потеряет свое значение как рыбодобывающий район в связи с сильным радиационным загрязнением.
Наиболее приемлемое решение, на мой взгляд, - срочное возведение вокруг ПЛА бетонного саркофага, как на Чернобыльской АЭС. Но это означает, что тела подводников останутся в прочном корпусе, как и средства технического контроля за работой систем и агрегатов корабля. В результате причины гибели "Курска" и его экипажа навсегда останутся тайной.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников