03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УДАР ФОРШТЕВНЯ

Сурпин Александр
Опубликовано 01:01 07 Сентября 2000г.
В прошлом номере "Труда-7" опубликовано мнение вице-адмирала Евгения Чернова о том, что подводная лодка "Курск" могла столкнуться с российским надводным кораблем, принимавшим участие в учениях. На мой взгляд, это мог быть тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", который имеет водоизмещение 67 тысяч тонн и теоретически способен нанести АПЛ "Курск" (24 тысячи тонн водоизмещения) катастрофические повреждения. Нельзя исключить из списка "подозреваемых" и атомный крейсер "Петр Великий" (18 тысяч тонн водоизмещения).

Бывший командир дивизиона АПЛ Северного флота капитан второго ранга Юрий Москаленко под эту версию даже разработал техническое обоснование: "Курск" всплыл под форштевень тяжелого надводного корабля, "получил пробоину левой цистерны главного балласта в носовой части легкого корпуса и дифферент на нос 10-15 градусов".
Далее командир "Курска", пытаясь выровнять аварийный дифферент, вероятно, дал команду продуть носовые цистерны, в результате чего воздух объемом порядка 150 кубометров вырвался в пробоину за борт, издав мощный акустический звук, похожий на взрыв мины времен войны. Это и есть первый "взрыв", зафиксированный многими наблюдателями, убежден Ю. Москаленко.
По его версии, далее лодка продолжала погружаться с нарастающей скоростью, имея крен на левый борт. Командиру "не удалось удержать дифферент за счет увеличения скорости хода, так как до дна осталось 30-40 метров, а носовые горизонтальные рули, скорее всего, заклинило при первом ударе".
Продуть все цистерны и аварийно всплыть командир "Курска" также не мог, подчеркивает Ю. Москаленко, так как знал, что над ним находится надводный корабль и, аварийно всплыв, лодка получит еще более серьезные разрушения, а также повредит сам надводный корабль.
Командир "Курска" Геннадий Лячин, полагает офицер-подводник, поступая действительно геройски, рискует экипажем и продолжает бороться за живучесть лодки на глубине. Но, заключает он, "к сожалению, с дифферентом 10-15 градусов, креном 20-25 градусов и при скорости 6-7 узлов 24-тысячетонная лодка врезается в грунт, под которым находятся скальные породы". "Это второй так называемый "взрыв", который, заметим, зафиксировали именно сейсмологи", - считает Ю. Москаленко. Столкновение с грунтом, продолжает он, привело к "образованию в нижней части прочного корпуса 2-3 больших трещин, через которые забортная вода практически мгновенно заполнила носовые отсеки".
По оценке Москаленко, вся борьба "Курска" за живучесть заняла не более 2-2,5 минуты, при этом надводный корабль получил минимальные повреждения, "содрав на форштевне краску и сильно оцарапав его". Большинство членов экипажа могло и не придать значения толчку в днище. Во всяком случае, не соотнести его с катастрофой "Курска".
На мой взгляд, такое развитие событий маловероятно. Но проверить следует все версии.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников