КОГАЛЫМСКИЙ ФЕНОМЕН

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ГОРОДА
Население 55 тысяч человек
В том числе детей 20 тысяч,

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ГОРОДА
Население 55 тысяч человек
В том числе детей 20 тысяч,
Школьников 15 тысяч
"Когалымнефтегаз" в 1999 г. добыл около 27 миллионов тонн нефти.
В прошлом году город заработал для России 30 миллиардов рублей.
Средняя зарплата 7 тысяч рублей
Обеспеченность жильем 17 кв.м. на 1 жителя.
В городе:
общеобразовательных
школ 11
детских садиков 13
дворцов спорта 2
школ искусств, домов
детского творчества 2
музеев, выставочных залов 2
храмов, мечетей 2
парков аттракционов 1
дворцов культуры,
кинотеатров 3
библиотек 4
учреждений
здравоохранения 12
магазинов 93
столовых, ресторанов,
кафе 26
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...
В 1975 году здесь высадились строители железнодорожной магистрали. А в конце семидесятых пришли первые нефтедобытчики. На островке между реками Ингуягун и Кирилл-Высъягун вытянулись ряды вагончиков и щитовых домиков. В 1978 году Когалым получил статус поселка, поначалу в нем проживала всего тысяча человек. Но уже в 1985-м он стал городом окружного подчинения. Тогда еще Когалым оставался самым обычным городком со множеством нерешенных проблем. Расцвел он как ни странно в последнее десятилетие, в то самое время, когда в других городах и весях полны
Георгий КИРАДИЕВ, председатель профкома ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь":
- Я приехал в Когалым в апреле 1981 года. Сплошь и рядом деревянные постройки, вагончики. Непроходимые сугробы, а когда к концу мая снег растаял - началось бездорожье. Я тогда работал водителем на "ГАЗ-66" и хорошо помню те дороги: как в песне Высоцкого, попал в глубокую колею и едешь по ней, будто трамвай. Пока до конца не доедешь - не выберешься. Не мог я тогда многого себе представить: что появятся дороги, вырастет город. Но одно понял и оценил уже тогда: необыкновенно теплые человеческие отношения в этих суровых краях. Мы никогда не запирали наши вагончики - такого понятия, как воровство, просто не было. И к любому, даже совсем незнакомому человеку можно было обратиться за помощью. Я тогда подумал: эти люди заслуживают того, чтобы жить в самом лучшем городе...
Александр ГАВРИН, бывший мэр Когалыма, министр энергетики России:
- Десяток лет назад наш город выглядел так же, как и другие северные города: несколько капитальных зданий, остальное - хаотично разбросанные бараки. Кучи мусора прямо на улице, непролазная грязь коротким летом и снежные завалы долгой зимой. Освещение - "лампочки Ильича" на деревянных столбах... И всех все устраивало. "Ведь это Север, гиблое место, где все "проявляют мужество и терпят лишения". Так зачем делать город красивым, обустроенным..." - так рассуждали и начальники, и рядовые горожане. Когда на центральной улице мы поставили капитальное освещение - фонари тут же перебили. И это при том, что какого-то явного хулиганья в городе не водилось. Скорее, это был жест: не нужно нам на Севере освещения, как в Москве... Но постепенно эту психологию безразличия к своему городу удалось переломить. Кто не любил Когалым, не "врос" в него, - уехал, те, кто остался, остались прочно. И когда у людей появилась любовь к своему городу, своему дому, пришло время город развивать. Сами горожане добровольно инвестировали небольшую часть своей зарплаты в строительство и социальную сферу. Поэтому и появились в последние годы два дворца спорта, кинотеатр, дворец культуры, храм и мечеть, больница, роддом, одиннадцать прекрасных школ, тринадцать детских садов...
Большинство когалымчан заняты в нефтяной отрасли. Рано утром автобусы развозят их по месторождениям, добывающим и нагнетающим скважинам, расположенным в радиусе двухсот километров, вечерами возвращают по домам. Работа тяжелая. Целый день - на воздухе, отнюдь не курортном. И в сорокаградусный мороз, и летом, когда от болотного комарья нет спасу.
САМЫЕ МОЛОДЫЕ МИЛЛИАРДЕРЫ
Первое впечатление от добывающего куста, на который мы приехали, - слаженная работа современных машин. Десятки выстроенных в ряд скважин и качалок. Не сразу мы заметили на месторождении людей. Их было немного, но без них, как мне объяснили, никакая автоматика не справится в экстремальных северных условиях. Там, где не выдерживает закаленный металл, должны быть люди.
"Куст", который мы посетили, лишь одна из 29 нефтедобывающих площадок, входящих в цех, которым руководит Денис Долгов. Ему двадцать пять лет, но начальником цеха он работает уже третий год.
- Все школьники нашего города проходят летнюю практику на нефтяных месторождениях. Вот так и я стал нефтяником уже в 11 лет, на первой своей практике. После школы поступил в вуз (приемные комиссии лучших вузов страны ежегодно приезжают в Когалым, так что для сдачи экзаменов абитуриентам не нужно лететь в Москву или Тюмень). Получив высшее образование, пришел в этот цех сначала технологом, а в 23 года стал начальником.
- И сколько нефти твое хозяйство добывает?
- В сутки - 5500 тонн. За год наш цех, в котором работают 83 человека, приносит России не меньше миллиарда рублей.
- А не трудно психологически стать большим начальником всего в 23 года?
- Да нет. Я хоть и самый молодой начальник цеха за всю историю месторождения, но не намного младше самых старых, которым сейчас чуть за тридцать. Несколько лет назад действительно большинство начальников цехов были люди почтенного возраста. Но теперь, видимо, пришло время нашему поколению впрягаться и тянуть. Так что никаких предрассудков на мой счет не было. У нас и город молодой, и на месторождениях нынче работает практически одна молодежь.
- На личную жизнь время остается?
- Рабочий день у нас ненормированный, то есть, как говорят, восьмичасовой. С восьми и до восьми следующего дня. Семья заставляет иногда отключиться от работы, но все равно "задняя мысль": как там, на месторождении, - остается.
- Со способностями, которые позволяют руководить добычей нефти на Севере, можно стать миллиардером на юге. Не было такой мысли?
- Мы и так миллиардеры - по тем деньгам, что зарабатываем для страны. Для себя тоже зарплаты хватает. Зарплата у нас - дай Бог, чтобы во всей России так людям платили. Но не это главное. Можно было бы, конечно, податься в мелкий бизнес и получать в десятки раз больше. Но сейчас у меня есть главное - перспектива в жизни и ощущение, что выполняешь работу, делаешь дело, которое нужно и стране, и людям. А если бы я ушел в торговцы, осталось бы это ощущение?
Владимир Топоров
ПЕСЕНКА О КОГАЛЫМЕ
Идет на Запад и Восток
О городе молва.
Кому-то тундры островок,
А для кого - судьба.
Кто начинал здесь молодым,
Еще не постарел.
И всех, кто выбрал Когалым,
Он навсегда согрел.
Припев:
Про югорские весны,
Рукотворный уют,
Когалымские сосны
Над водою поют.
В обнимку зимниками шли
И радость, и беда,
Мы в Север семьями вросли,
И значит - навсегда.
Сияет ярко Когалым
В созвездьи городов,
Он молодой и вместе с ним
Не чувствуешь годов.
Припев