КРЕПОСТЬ ВЕРЫ

Здесь, куда ни кинешь взор, - горы, заросшие лесом или заброшенными садами. Как раз по этим горам и проходит граница с Румынией. Именно здесь, в десятке километров от разделительной полосы, на склоне легендарных гор Шаян и Шаяниха и сверкают куполами Покровский храм и храм Живоносный источник - своеобразный форпост Украинской православной церкви Московского Патриархата на здешних западных границах. У этих храмов один настоятель - протоиерей Михаил Пишта. Закарпатский русич, родом из самого бедного, Межгорского района, жители которого испокон веков разъезжаются отсюда в поисках лучшей работы...

Чем выше поднимаешься к Покровскому храму по крутой, извилистой лесной дороге, тем все больше и больше раскрывается вся прелесть здешней природы и тех ближайших сел, что входят в приход о. Михаила - Модерош и Шаян. Посещают его храмы и православные с Вышково, где более половины жителей - венгры. В непростых условиях приходится общаться с прихожанами служителям Церкви.
- В последнее время здесь очень распространилось сектантство, - сетует о. Михаил. - Баптисты, иеговисты, субботники... Пропаганда сильная. Заезжие благодетели-зазывалы регулярно привозят и так называемую гуманитарную помощь - разнообразную еду, тряпки-обноски. Это - кроме обилия красочной литературы, рассчитанной на детей и взрослых. Делается все, чтобы как можно больше людей оторвать от православия. Правда, ни один человек из моего прихода, по ком бы душа скорбела, не ушел, слава Богу, к другой вере...
Священник говорил мне обо всем этом спокойным голосом, ссылаясь на конкретные примеры. Разговор на такую очень актуальную для духовной жизни Украины тему он затронул сам, когда мы встретились в его пахнувшем свежей древесиной храме "Живоносный источник". Через несколько дней предстоял праздник с этим названием, и настоятель торопился завершить все работы по подготовке к нему: закрепить еще несколько икон, расставить подсвечники, повесить лампады.
Весь храм, который строился около десяти лет, - дело рук о. Михаила. Все - от кирпича, досок, церковной утвари - приобретено им на свои средства, накопленные за годы его мирской жизни. Со своим отцом он объездил почти весь Союз, работая и на лесоразработках, и на строительстве колхозных ферм, и модельщиком на Киевском авиационном заводе. Именно в "антоновской фирме" он освоил мастерство резьбы по дереву. Красивый, добротный иконостас храма сотворил собственноручно за несколько недель, работая днем и ночью.
Лес для купола и полов заготавливал так же, как и цемент, кирпич: косил и сушил траву, вез в те районы области, где нуждались в сене, менял на нужный строительный материал. Таким же путем приобрел колокола. За работу, которую выполняют люди, привлекаемые к строительству храма, приходится нередко рассчитываться тем же сеном или стройматериалами - на добровольные пожертвования надеяться нынче не приходится: народ безденежный, даже те, кто имеет постоянную работу, месяцами не получает зарплаты. Поэтому многое из церковной утвари, как и стройматериалы для реконструкции Покровского храма, заработано о. Михаилом тем же "бартерным" путем - на заготавливаемое сено им и его помощниками-прихожанами.
- Селяне рассказывают, что все для храма Живоносный источник вы завозили лично, на своем "КрАЗе"-вездеходе?
- На эту Шаяниху никакая другая техника не способна доставить стройматериалы. Только моему "КрАЗу" с тремя ведущими мостами под силу поднять по такому склону тонны кирпича и гравия. За рулем этой машины никто, кроме меня, не сидел. Как и за рычагами моего латаного-перелатаного бульдозера. Всю площадку под храм спланировал им. Наверное, Бог мне помогает.
Отцу Михаилу 50 лет. Он крепко сложен, у него огрубевшие ладони, которые привыкли и к рубанку, и к топору, и к кельме. Свой старенький "Запорожец"-пикап, который не раз перебрал своими руками и на котором перевез не одну тонну груза, водит профессионально, осторожно. Сколько на этой машине исколесил, пока построил храм у подножия горы Шаяниха! Ведь целых пять лет добивался только выделения площадки под Живоносный источник. То были годы раскола православия в Украине после того, как Верховная Рада приняла в 1993 году поправку в Закон об объединениях граждан, которая "развязала" настоящую войну за церковные сооружения. Люди, имеющие сильное влияние на властные структуры, делали все, чтобы не дать построить новый храм УПЦ Московского Патриархата в селе Шаяны.
- Только мои бесконечные молитвы и настоятельные призывы о помощи облагоразумить отступников помогли возвести храм Живоносный источник и реконструировать Покровский, - говорил мне о. Михаил. - Десять лет назад он находился по сути в аварийном состоянии. А сегодня имеет уже десять куполов и небольшую зимнюю церковь, где я веду службу. Чтобы сделать отопление в том и другом храме, нужны большие деньги. Их нынче нет.
- Нелегкие сегодня в Украине времена для созидания: на право толковать православную идею и соответственно творить молитву к Богу вот уже столько лет претендуют сразу три православные конфессии. К УПЦ, к которой вы относитесь, прибавились самочинные УПЦ Киевского Патриархата и Украинская автокефальная церковь...
- Надо всегда помнить слова Его Высокопреосвященства митрополита Владимира: "У славянских народов общая история, общая вера. Нужно помогать друг другу, молиться друг за друга и просить у Бога единства, в первую очередь в вере Христовой".
- Возможно ли в ближайшее время объединение православных церквей Украины?
- Вопрос очень сложный. Как митрополит Владимир может соединиться с Филаретом, если последний - еретик, если его Вселенская церковь не признает?! Сколько у него епископов незаконных! Все отступники. Как смешать сейчас грязь с чистой водой?! Вот если они придут в Церковь нашу с покаянием и с них снимут анафему (они ведь все отлученные), тогда с ними можно было бы говорить...
По мнению настоятеля Покровского храма и храма Живоносный источник, кампания по объединению православных конфессий, которая нынче разворачивается в Украине, это - один из своеобразных путей отвлечения людей от сложных социальных проблем, которые столь долго не решаются в стране.
После наших бесед с о. Михаилом минуло какое-то время. И его прогнозы, связанные с раздуваемой кампанией вокруг объединения церквей, во многом подтвердились. Недавняя поездка в Константинополь высокого украинского госчиновника и его встреча с Вселенским патриархом Варфоломеем I не могла не послужить новым толчком для активизации действий УПЦ Киевского Патриархата по объединению под своим "началом" всех украинских православных церквей.
Как тут не вспомнить слова, сказанные мне на прощание о. Михаилом: "Церковная жизнь - это внутреннее дело Церкви, оно не терпит вмешательства извне, особенно тех сил, которые больше преследуют политические цели, нежели пекутся о духовной жизни, духовных ценностях нации".