ШТУРМ СИДНЕЙСКИХ БАРЬЕРОВ

Насколько существенными были перемены в отдельных видах спорта за период между Олимпиадами 1996 и 2000 годов? К каким рубежам в мировом спорте подошли россияне в процессе подготовки к Сиднею? На эти вопросы отвечают руководители в наиболее популярных и, главное, - медалеемких видах спорта - президенты федераций и российских спортивных центров.

Валентин Балахничев, президент Всероссийской федерации легкой атлетики:
- В Сиднее нашу сборную будут представлять 115 легкоатлетов из десятков городов страны. Эта команда существенно отличается от прежней, четырехлетней давности. И не только по именам. Самый существенный сдвиг - если раньше ударную силу составляли женщины, то теперь шансы мужской и женской половин сборной сравнялись: сразу в шести дисциплинах - в прыжках в высоту и с шестом, в метании диска, копья, молота, в спортивной ходьбе - наши атлеты в числе лучших спортсменов мира на сентябрь 2000 года. В престижные восьмерки сильнейших мы вошли уже в 22 дисциплинах (впереди только американцы - в 28 дисциплинах).
Казалось бы, материальная база - стадионы, залы - осталась прежней. Думаю, в прогрессе сыграли важную роль два момента - в сборную пришло новое поколение специалистов, совсем недавно выступавших в больших турнирах.
У нас появился новый термин - семейные "бригады": ученика или ученицу готовят к стартам муж, жена, отец, мать, давний друг.
Все это позволило внести в подготовку лидеров спокойствие, веру в свои силы. Не случайно у нас появились мастера, способные выиграть подряд все этапы Гран-при. Я говорю в первую очередь о Татьяне Котовой, которая выиграла 10-килограммовый слиток настоящего золота благодаря своим достижениям в прыжках в длину в этом сезоне.
Еще один фактор - высочайшая мотивация, которая неразрывно связана и с профессиональной ответственностью, и с новыми материальными стимулами.
И в то же время нельзя мириться с тем, что в стране осталось всего два стадиона, пригодных для крупных стартов легкоатлетов, - тульский "Арсенал" да Лужники. По-моему, любые шаги в ущерб развитию "королевы" спорта - это прямой урон и для футбола, и для хоккея, и для баскетбола. Почему у нас в футболе дефицит скоростных нападающих? Да их же не научили бегать, когда они были мальчишками, не научили прыгать в длину и в высоту. Может быть, я чуточку утрирую, но суть дела в этом...
Евгений Самсонов, заслуженный мастер спорта, президент российского центра гребных клубов "Крылатское":
- Мне довелось 17 лет подряд работать главным тренером сборной страны по академической гребле. Вид спорта - необычайно престижный в олимпийской программе, его роль постоянно растет в мире. А вот гребные центры в России потихоньку угасали начиная с 1991 года. Для нас стали недоступными гребные базы Прибалтики, Азербайджана, Молдавии. Из спорта ушли множество первоклассных тренеров.
В методике гребли лишь одна страна - Германия - была способна противостоять нашей сборной. Но теперь при отсутствии сильного тренерского ядра (порядка 150 специалистов) конкуренция среди гребцов сильно упала - можно по пальцам пересчитать ведущие школы России: Краснодар, Саратов, Коломна, Липецк, Калуга, Петербург, Москва.
Главная надежда сегодняшней сборной - чемпионка мира на одиночке Ирина Федотова (Краснодар), однако решено перевести ее в четверку парную, чтобы повысить шансы этого экипажа в Сиднее. У мужчин реально претендует на медали восьмерка (составлена из мастеров пяти городов). Но надо заметить, что в классе восьмерок традиционно высока конкуренция и порой все решают сотые доли секунды.
В команде очень мало гребцов моложе 24 лет, и это тоже еще один симптом того, что подготовка резерва хромает во всех отношениях из-за отсутствия методики и качественного инвентаря (сегодня восьмерка стоит около 25 тысяч долларов).
Выход один - кардинально улучшать подготовку самих тренеров, используя опыт воспитания наших олимпийских чемпионов. Вспомним, легендарный Вячеслав Иванов поехал на первую Олимпиаду в Мельбурн в 18 лет. Значит, умели раньше учить...
Леонид Аркаев, президент Федерации спортивной гимнастики России, главный тренер сборной:
- Нашу команду в Атланте в 1996 году возглавляли такие "звезды", как Светлана Хоркина, Алексей Немов. Они не подвели своих учителей, выиграли Олимпиаду. А с другой стороны, известно: легче впервые стать чемпионом, чем потом защищать свой титул.
Успех в Атланте базировался на традициях классической школы гимнастики: высокая эстетика, безупречность линий, точность комбинаций.
Сегодняшняя сборная сильна и тем, что сохранила своих лидеров -Хоркину, Немова, и тем, что преуспела и в освоении суперсложных программ. Технический арсенал таких мастеров, как Алексей Бондаренко, Николай Крюков, Евгений Подгорный, позволяет им бороться и за личное первенство, и за командную победу.
В гимнастике будут разыграны 14 комплектов наград, и мы прекрасно понимаем, что от выступления наших мастеров зависит многое в психологическом настрое россиян на весь период Игр. Уже 18 и 19 сентября решится судьба командных медалей в гимнастике. Поэтому мы обратили особое внимание на акклиматизацию спортсменов на Зеленом континенте - 7 сентября команда прибыла в Австралию, учитывая опыт прошлых визитов.
Отличие сиднейской Олимпиады, по-моему, в резком обострении судейских проблем. Весьма наивно думать, что на олимпийском помосте можно избежать субъективизма в оценках арбитров - чемпионат мира 1999 года, в частности оценка Продуновой в опорном прыжке, рассеяли все иллюзии на этот счет. Так что свое превосходство нашим гимнастам придется доказывать с утроенной энергией. Впрочем, нам не привыкать...