Не затрагивая проблемы состояния аварийно-спасательных дел на море в нашей стране, которые находятся не в очень моей компетенции, остановлюсь только на некоторых частных аспектах.
При транспортировке, кроме указанных в статье, имеется еще ряд намеченных к реализации мероприятий (запасные пункты отстоя, несколько вариантов маршрутов, курс по отношению к волне и др.), которые по совокупности должны обеспечить максимальную безопасность перехода.
Несколько слов о замечаниях по технологиям, связанным с подъемной операцией. Проектный коэффициент запаса подъемного устройства несколько больше, чем указано в статье (ошибка возникает из-за незнания фактического веса подъема, который составляет около 10000 тонн). Но это нас не успокаивает, так как при динамических процессах нагрузки могут заметно вырастать, поэтому впервые в практике такой крупной судоподъемной операции будут применены компенсационные устройства с достаточно большим ходом компенсации.
В проекте четко определены параметры морских волн, при которых все технические средства должны надежно выполнять операцию, и даны рекомендации по мероприятиям в случае вынужденных (по погодным условиям) приостановках работ.
Могу успокоить общественность, что спрогнозированный контр-адмиралом Сенатским трагический вариант разрушения подъемной системы и удар лодки о дно нами исследовался. При этом были определены возникающие нагрузки, на основании чего было сделано заключение, что данное воздействие не повлияет на состояние реакторов и ракетного оружия.
Для сведения сообщаю, что в настоящее время разрабатывается государственная программа "Развитие системы спасения на море "Нептун", которая рассчитана на реализацию в течение 10 лет (по экономическим соображениям) и которая предусматривает интеграцию и кооперацию в экстремальных ситуациях всех технических средств на море (принадлежащих не только ВМФ).