КАПКАН СРАБОТАЛ

Прошло три года со времени страшной трагедии - взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. Теракты, совершенные 9, 13 и 16 сентября 1999 года, унесли жизни 420 мирных граждан. Как идет поиск лиц, совершивших тягчайшие преступления? С этим вопросом корреспондент "Труда" обратился к заместителю начальника отдела оперативно-розыскного управления департамента по борьбе с терроризмом ФСБ РФ Андрею МАНАГОРОВУ.

- Напомню, что серия зловещих терактов началась на Северном Кавказе. 19 марта 1999 года при взрыве на Центральном рынке Владикавказа погибли 64 человека. 4 сентября - подрыв жилого дома в Буйнакске, жертвами стали десятки граждан. Затем теракты в Москве и Волгодонске, 24 марта 2001 года - в Минеральных Водах, Ессентуках и Черкесске, 23 апреля того же года - опять же в Ессентуках.
На поиск исполнителей терактов были брошены все ресурсы не только ФСБ, но и других правоохранительных органов. Специалисты установили: все эти преступления тесно взаимосвязаны. Во всех случаях - взрывчатое вещество, состоящее из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры. А эта технология, как нам уже было известно, использовалась диверсантами Хаттаба, а главным разработчиком ее был некто Абу-Умар - араб, профессор, крупный специалист не только по взрывчаткам, но и в области организации международного террора.
Поле поиска преступников было сужено, все нити расследования вели в Чечню. Рядовые исполнители были вычислены практически сразу же. Нашли всех, кто имел хоть какое-то отношение к совершенным терактам. Но многие из них, как выяснилось, использовались "втемную", в отдельных эпизодах: одни снимали помещения, другие обеспечивали транспорт, третьи доставляли взрывчатку к месту преступления.
Многие террористы, в частности, участвовавшие во взрывах в Буйнакске, Москве и Волгодонске, уже осуждены.
Вычислили и основных участников организаторов терактов, в их числе - Ачемеза Гочияева, Юсуфа Крымшамхалова, Адама Деккушева. Все они прошли подготовку по минно-взрывному делу в банде Абу-Умара. По некоторым данным, Гочияеву на организацию терактов было выделено 500 тысяч долларов США.
Примечательно, что все совершенные громкие теракты перекликаются с опытом международных террористов - применение автомобилей для маскировки взрывчатых веществ (Буйнакск, Махачкала), маскировка взрывчатых устройств под сельхозпродукты (рынок Владикавказа). Однако взрывчатые вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры - это то новое, что чеченские боевики изобрели с помощью Хаттаба и Абу-Умара.
- Новых преступлений террористы не замышляют?
- По заданию Гочияева группа диверсантов во главе с неким А. Бостановым в 2000 году готовила новые преступления в аэропортах, на крупных транспортных коммуникациях и в жилых домах. Но все злоумышленники вовремя были задержаны.
Думаю, от дальнейших попыток терактов бандиты не отказались. Мы располагаем данными о том, что не исключены диверсии на объектах атомной энергетики в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Воронеже и других городах России. Но спецслужбы сегодня располагают таким банком данных, что совершить новые преступления террористам будет крайне трудно.
- Как вы относитесь к заявлениям известного олигарха Бориса Березовского и его подручного, бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, утверждающих, что к взрывам в Москве причастны российские спецслужбы?
- Я могу высказать личную точку зрения. Это, конечно же, полный бред. Позиция Березовского ясна: вынужденный скрываться от российского правосудия за рубежом, он, не брезгуя ничем, готов опорочить все властные структуры России, ФСБ же по известным причинам - особенно.
Что касается Литвиненко, то я с ним хорошо знаком, мы с ним работали в одном подразделении. Признаюсь, добрых чувств я к нему никогда не испытывал. Он - очень конфликтный, наглый по натуре человек, для которого нет ничего святого, кроме денег. Березовский, видимо, четко просчитал эти его качества, приблизил к себе и использует по полной программе. Кстати, и книга, вышедшая под фамилией Литвиненко, - отнюдь не плод его творческих усилий, на него работал, видимо, целый институт, команда.