03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОБЩЕСТВУ НАДО ПРИВЫКАТЬ К НОВОМУ СОСТОЯНИЮ

Соломонова Ольга
Опубликовано 01:01 07 Сентября 2004г.
В какие конкретные решения могут воплотиться задачи, поставленные в Обращении президента России? Какие нас ждут перемены? Об этом в разговоре с нашим обозревателем размышляет известный политолог, доктор исторических наук Вячеслав НИКОНОВ.

- Первой задачей Владимир Путин назвал укрепление единства страны. О чем здесь идет речь? Какие для этого могут быть приняты меры?
- Я, думаю, прежде всего речь идет о предотвращении сейчас обострения ситуации на Северном Кавказе, об утихомиривании разгоревшихся там страстей. Во-вторых, я не исключаю, что речь может пойти об ускорении процесса укрупнения субъектов Российской Федерации. Укрупнение субъектов, конечно же, ведет к большей целостности России. Вероятно, речь может идти об этих двух вещах, хотя и не только о них...
- А на Северном Кавказе? Какую можно представить "новую систему взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль за ситуацией"?
- Это, по-моему, достаточно понятно. Сейчас, считаю, одна из главных проблем и на Северном Кавказе в целом, и в Чечне в частности, заключается в том, что там отсутствуют фигуры или институты, которые бы координировали действия всех федеральных министерств, ведомств, служб, агентств, которые там работают. Скорей всего, речь идет о создании системы централизованной координации.
- Что-то вроде старой системы генерал-губернаторов?
- Скорее, генерал-координаторов. Возможно, это будет некая новая система. Но сейчас-то ее нет вообще: никто ничего не координирует. Кто отвечает за Чечню, кто отвечает за Ингушетию? За общие касающиеся их вопросы?..
- Избранные там президенты. А за безопасность и порядок - МВД, другие силовые структуры?
- Но МВД не может координировать действия экономических министерств, вообще всех служб. Региональный лидер также не руководит федеральными органами. Должна быть система более высокой координации. Кто-то за это должен реально отвечать. Не должен президент 24 часа в сутки заниматься этими проблемами, да и не может. Смотрите, американцы в Ираке создали временную администрацию, там есть такой Бремер, который отвечает за все, которому подчиняются и военные, и спецслужбы, и т.д. Такой фигуры, такого института у нас нет. А он необходим.
- Президент заявил также, что нужно еще создать "эффективную антикризисную систему управления". Еще одна новая силовая структура?
- Не исключаю, что может быть новая структура. Как известно, американцы после событий 11 сентября 2001 года создали новое министерство, которое реально координирует всю антитеррористическую деятельность. Кто бы ее ни вел - есть орган, который отвечает за все. У нас это тоже отсутствует. Есть разведка у военных, есть ФСБ, МВД и т.д. Все это входит в систему Совета Безопасности. Но Совет Безопасности до сих пор не обладал ни деньгами, ни полномочиями, по сути, состоял при президенте. Кроме того, у нас до сих пор нет даже закона об этом. А в Конституции записано, что деятельность Совета Безопасности осуществляется на основе Федерального закона.
- То есть неминуемо усиление Совета Безопасности?
- Да, либо большая роль отводится Совету Безопасности, либо создается новая структура, которая координировала бы и занималась непосредственно антитеррористической деятельностью. Сегодня, например, я не могу сказать, кто у нас на федеральном уровне реально отвечает за борьбу с терроризмом...
- Говоря о проблемах безопасности, Путин особо выделил фактор коррупции в судебных и правоохранительных органах. Почему, как вы думаете?
- Конечно, искоренение коррупции в рядах самих правоохранительных органов - это понятно. За деньги у нас, к сожалению, террористы могут у "благонадежных граждан" купить любую там взрывчатку и прочее. Для противодействия терроризму нужны качественно другие спецслужбы, не "разобранные", а хорошо финансируемые, не коррумпированные, а вычищенные.
- Где же их взять?
- Надо работать. И в ФСБ, и в МВД есть службы собственной безопасности, которые и должны чистить свои ряды от продажных людей. Понятно, что они работают недостаточно эффективно. И надо повышать спецслужбам зарплату. Как же они могут внедрить в террористическую структуру своих людей, если они получают, скажем, раз в десять меньше, чем террористы? Когда люди, которые реально рискуют своей жизнью, получают очень небольшие деньги, это же не может не сказываться.
- В чем, по-вашему, причины того, что международный террор избрал в качестве "слабого звена" Россию?
- У нас внутри страны - огромное мусульманское население, у нас на территории - война. Чечня на протяжении десятка лет была фактически вне состава России. Кроме того, за это время она превратилась в площадку для деятельности экстремистских организаций басаевского и хаттабовского толка.
- Задачи, которые поставил президент, и меры, которые за ними последуют, - как все это отразится на обществе, по вашему мнению?
- Обществу надо будет, я думаю, привыкать к новому состоянию. Как к этому привыкло, скажем, американское общество после 11 сентября - чувствовать себя в состоянии войны. Или как живет Израиль. Другой уровень - решение проблемы выживания...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников