ПРО БУБЛИКИ И БАБУ, КОТОРАЯ НЕ ПРИЗНАВАЛА РЕСПУБЛИКИ

Сегодня переиздано много советских плакатов. Но, к сожалению, ни на одном я не видел фамилию автора. Многие художники не указывали свое имя на работах и потому оказались незаслуженно забыты. Взять хотя бы Виктора Корецкого, автора популярного сейчас плаката "Болтун - находка для врага". Или Дмитрия Моора с плакатом "Ты записался добровольцем?" Не могли бы вы рассказать, фамилия Моор - настоящая или псевдоним? Игорь Мищенко, Ставрополь

"Настоящая фамилия художника - Орлов, - пояснила Нина Бабурина, научный сотрудник отдела изоизданий Российской государственной библиотеки, - Вначале он хотел взять фамилию "Мор" - "Митя ОРлов", но выяснилось, что в журнале "Будильник", где работал художник, уже был один Мор. Появился псевдоним Моор".
В 20-е годы над плакатами работали многие известные художники страны - Николай Кочергин, Михаил Черемных, Антон Лавинский, Виктор Дени, Александр Родченко. Тексты писали Демьян Бедный, Владимир Маяковский (он же и рисовал окна РОСТА). Агитационные материалы тех лет сегодня можно читать для поднятия настроения и бодрости духа. Чего стоит, к примеру, "Советская репка" плакатиста Дмитрия Моора. На большом листе - иллюстрации и стихи:
"Смотрит на репку мусье Капитал: выдернуть так, чтоб никто не видал.
С красною репкой - прямо беда, дергает он и туда и сюда..."
На помощь Капиталу приходят "обыватели" - Контрреволюция-Бабка, Соглашательская внучка, Саботажная сучка. После долгих усилий "все полетели, ударились крепко, всех наказала советская репка", которой оказался краснощекий толстый красноармеец. Другой пример революционной агитации - работа Маяковского и Черемных "Сказка про бублики и бабу, не признающую Республики".
НЕДАЛЕКО ОТ СПЛЕТНИ ДО ИЗМЕНЫ
Знаменитый плакат "Родина-мать зовет" грузинский художник Ираклий Тоидзе писал со своей жены Тамары. Рассказывали, что в первый день войны она вбежала к нему в мастерскую и закричала: "Война!" Он приказал: "Стой так и не двигайся!" - и начал работать.
Другой популярный у издателей плакат "Не болтай!" принадлежит кисти Нины Ватолиной. В июне 1941 года ее пригласила к себе редактор "Изогиза" Елена Поволоцкая и попросила графически оформить известные строчки Маршака: "Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены". Поволоцкая уточнила: "Не могла бы ты напомнить гражданам, чтобы они держали язык за зубами? Вот так!" и сделала характерный жест. Он стал основой рисунка, а женщину в косынке Ватолина рисовала со своей соседки с которой часто стояла в очереди в булочную.
К слову, кроме Нины Ватолиной на тему "болтовни" есть еще несколько известных плакатов - "Не болтай у телефона, болтун - находка для шпиона" Петра Голубя и "Не болтай! Строго храни государственную и военную тайну!" Юрия Чудова. И тот и другой появились в 50-х годах.
Нина Бабурина считает, что по истории плаката можно изучать историю страны. Ведь плакат всегда воплощение того, что волнует человека сегодня и сейчас. Взять хотя бы "женский вопрос". В начале 20-х годов появился плакат Адольфа Страхова "Раскрепощенная женщина, строй социализм!" В 30-е хозяйки кричат: "Долой кухонное рабство!" В 40-е годы появился плакат Ватолиной "Фашизм-злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом!" После войны - ее же "Здоровые родители - здоровое потомство" с советом "избегать внебрачных половых связей, ибо они ведут к венерическим заболеваниям". Совет, согласитесь, не устарел - его хоть сейчас вывешивай в женских консультациях.
РОСТ РАСТЕТ В ЦЕНЕ
Социальная роль плакатов 60-х, 70-х годов несколько снижается. В конце 80-х - начале 90-х годов для плакатистов и вовсе настали плохие времена. Заказы перестали поступать, а то, что художники делали в стол, активно скупали иностранные коллекционеры, так что многое утеряно. И все же коллекция плакатов "Ленинки" одна из самых полных в мире. Среди последних ценных поступлений - плакаты 20-х годов, которые продал бывший трафаретчик Окон РОСТА Виноградов. Передали часть своих архивов с Окнами ТАСС художники Михаил Соловьев, Николай Денисовский. Кстати, цена плакатов очень высока. Работа Александра Родченко, например, того самого, что работал с Маяковским, стоит на аукционе сотни тысяч долларов. И с каждым годом цена растет.
"А какой плакат, по-вашему, мог бы отразить сегодняшний день?" - спросила у Нины Ивановны. Она задумалась. "Сейчас покажу!.. Вот эта работа Владимира Чайки: на фоне светлого неба голова пожилого человека. Волосы растрепал ветер, и седина сливается с фоном неба. Этот плакат напоминает о том, что жизнь коротка и жить надо достойно".