Главная Культура Афиша 07:21 07 Сентября 2011 3609
Дали приблизился
В Москве открылась выставка одного из самых великих художников и мастеров самопиара
Елена Широян

Новый сезон Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открыл с пафосом — вернисажем выставки «Сальвадор Дали», который посетила Светлана Медведева. Ретроспектива гениального художника-шоумена в Москве задумана как кульминация Года Испании в России и России в Испании.

Едва сбросив наряды от Диора, Пушкинский вновь преобразился. Сценограф Борис Мессерер «приодел» розовую лестницу и колоннаду, увешанную графикой Дали. Дизайн экспозиции Мессерер долго держал в секрете, пообещав превратить ГМИИ в самое большое произведение сюрреализма. Трудно судить, так ли это, не увидев Музея-театра Сальвадора Дали в испанском городе Фигерас и Музея Дали в американском Сент-Питерсберге, где собраны сотни его полотен. Но посетитель ГМИИ поражен с порога: над головой подвешены странные манекены, меняющие цвет с белого на оранжевый и зеленый. Гигантские платья с черной шнуровкой, черной же шляпой или мантильей и веером — дань карнавальному балу 1951 года в Венеции. На той «вечеринке века» группа черно-белых гигантов в фантастических костюмах от Дали шла в свите модельера Кристиана Диора.

Огромные подсвеченные яйца из папье-маше на парапете колоннады — привет Музею-театру Сальвадора Дали. Выставка прибыла с родины Дали: он сам руководил устройством собственного музея, открытого в 1974-м, там прожил конец жизни и был похоронен. Впрочем, пространство музея в Москве воссоздано лишь урывками, зато ниша в центре Белого зала стала мегаэкраном: кадры с видами Фигераса сменяют фотопортреты его прославленного уроженца. Лицо Дали подавляет висящие по периметру картины, в основном небольшие, но, вероятно, так и должно быть с художником, говорившим: «Сюрреализм — это я!»

Связав проект «Сальвадор Дали» с недавней заезжей выставкой «Диор: под знаком искусства», ГМИИ дал старт веренице торжеств по случаю грядущего столетия Пушкинского музея. Начинал он свою историю в 1912 году как Музей изящных искусств императора Александра III — учебный центр при Московском университете, но давно превратился в одно из «тусовочных» мест Москвы. Здесь умудряются поставить академическую основательность на службу модным арт-тенденциям, умея порадовать интеллектуалов и потрафить массовым вкусам. Случайно ли, в отличие от Эрмитажа, открывшего перекрестный Год России в Испании и Испании в России беспрецедентным показом шедевров музея Прадо, ГМИИ сделал ставку на Дали — самого скандального художника ХХ века, икону массовой культуры? Кажется, нынешней Москве, приросшей небоскребами, бутиками и публикой, следящей за арт-конъюнктурой, очень подходит именно Дали — все еще не безусловный классик. Тем больше страстей и внимания вызывает его спорная фигура, балансирующая на грани кича.

Гвоздь экспозиции из фондов Музея-театра Сальвадора Дали — живопись мировой арт-звезды. В отличие от графики, по преимуществу тиражной, ее мы практически не видели. А ведь без картин, о которых все наслышаны, Дали кажется фантомом. Теперь он наконец «материализовался» благодаря контракту ГМИИ с находящимся на родине художника Фондом «Гала — Сальвадор Дали». Громкий проект угодит и поклонникам каталонского гения, каких у нас тьма еще с эпохи СССР, когда Дали был под запретом, и тем, кто признает у Дали талант лишь к саморекламе. И те и другие укрепятся в своем мнении перед холстами в Белом зале. ГМИИ добавил к ним слепки с античной и ренессансной скульптуры: «Венера Милосская» проецируется в этюд к картине «Галлюциногенный тореро», «Голова Персея» перекликается с иллюстрациями к «Автобиографии Бенвенуто Челлини». К слову, Дали всерьез считал себя преемником великих мастеров Ренессанса — с юности, когда написал «Автопортрет с шеей Рафаэля».

В дальнейшем коллеги-сюрреалисты заклеймят Дали как ретрограда, а он будет заигрывать с классическим искусством. Отсюда и «Стереоскопия с «Менинами», и «Гала, созерцающая явление принца Бальтасара Карлоса» — Веласкес будоражил самолюбие Дали, и перепевы иных авторов. Из Фигераса привезли не самые знаковые вещи, хотя «Равновесие пера» отражает «ядерный период» Дали, а «Гала, созерцающая Гиперкубическое распятие» — этюд огромного полотна из Метрополитен-музея. Русская муза сюрреализма Елена Дьяконова — жена, модель, менеджер и партнер — была рядом с Дали с 1929 года до своей смерти в 1982-м. Ради него она оставила дочь и первого мужа, поэта Поля Элюара, до войны много сил положила на «раскрутку», вылепив из молодого художника гения с огромными гонорарами. Деловой союз был прочен, хотя супруги друг друга не стесняли. Пусть не сам Дали дал возлюбленной прозвище Гала (от франц. gala — празднество), он увековечил это имя. Среди 25 холстов немало посвящений жене: «Портрет Галы с двумя бараньими ребрышками:», «Тройное появление лица Галы».

Однако нет ни «Атомной Леды», ни «Галатеи сфер», ни хищной «Галарины» — ответа Рафаэлю с его «Форнариной». Красный диван в форме накрашенных губ возле диорамы «Мэй Уэст» — кусочек инсталляции в Фигерасе: из занавесок, картин и мебели в комнате возникает лицо голливудской актрисы. Однако к нам не привезли ни золоченое кресло с короной, на котором восседал Дали на церемонии открытия музея, ни расписные бюсты Ньютона и Веласкеса. Зато хороша подборка архивных фото — рассказ о создании музея, о юном Дали, о жизни в духе «сюра». Отличные иллюстрации к роману «Дон Кихот» убеждают: Дали — один из главных художников Испании ХХ столетия.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7105
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?