04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"НА КОНУ" - ТРИЛЛИОН РУБЛЕЙ

Головачев Виталий
Статья «"НА КОНУ" - ТРИЛЛИОН РУБЛЕЙ»
из номера 188 за 09 Октября 2000г.
Опубликовано 01:01 07 Октября 2000г.
Нужно было набить немало шишек, ввергнуть экономику страны в тяжелейшие испытания (в том числе и финансовый кризис 1998-го), залезть в непомерно затянувшуюся долговую петлю, чтобы понять простую истину: жить надо по средствам. Именно на этом принципе и основан проект федерального бюджета на 2001 год. Впервые за долгое время расходы равны доходам (1 триллион 193 миллиарда 482,9 миллиона рублей). Напомню: в 1997-м дефицит был запланирован в сумме 118 миллиардов (в деноминированном масштабе); в 98-м - 168; в 99-м - 62 и даже в подписанном Борисом Ельциным документе на 2000-й год - 57 миллиардов (благодаря высоким ценам на нефть и дополнительным доходам мы имеем сегодня не дефицит, а большой профицит).

Однако в следующем году, не исключено, "черное золото" может резко подешеветь, и еще не известно, удержится ли цена на запланированном в проекте бюджета уровне - 21 доллар за баррель. Так что правительство, очевидно, правильно делает, не закладывая, как этого требуют оппоненты, дополнительные доходы в главный финансовый документ страны. Если появятся прогнозируемые некоторыми специалистами 150 или 200 миллиардов рублей сверх плана, тогда кабинет министров вместе с Госдумой и решат, как их лучше потратить.
Впрочем, уже есть некоторые прикидки: половина дополнительных средств пойдет на погашение внешнего долга. Положение здесь очень напряженное. Если не удастся согласовать с Парижским клубом условия реструктуризации, то надо будет отдавать в 2001 году 14,5 миллиарда долларов. При прогнозируемом курсе 30 рублей за "зеленый" получается 435 миллиардов. На обслуживание и погашение внешнего долга в бюджете предусматривается 11,3 миллиарда долларов, что на три миллиарда меньше необходимого. И дополнительные доходы были бы очень кстати.
Кроме погашения госдолга, 20-25 процентов дополнительных средств могут быть направлены на увеличение расходов по графе "национальная оборона". Эти деньги нужны в том числе и на проведение так долго откладываемой военной реформы. Если в течение ближайших лет будут созданы экономические условия для перехода на профессиональную армию, то станет реальностью желанная для молодежи отмена обязательного призыва на воинскую службу.
Сравнение представленных в Госдуму проектировок с бюджетом нынешнего года показывает заметное увеличение ассигнований по всем основным статьям. Например, расходы на национальную оборону вырастут со 140,8 до 206,3 миллиарда рублей; на образование - с 32 до 45,8; здравоохранение - с 15,9 до 21,2. Особенно весома прибавка по разделу "Социальная политика": с 62,9 до 107,2 миллиарда. В проекте бюджета нет конкретных цифр о среднедушевых доходах населения, будущей зарплате россиян по месяцам. Но, судя по экономическому прогнозу, материальное положение граждан несколько улучшится. Получка будет опережать рост цен (запланированная инфляция на следующий год - 12 процентов). По одному из вариантов прогноза среднемесячная зарплата (в расчете на год) составит около 2900 рублей . Это значит, что в январе 2001-го она может составить примерно 2400, а в декабре - в пределах 3100 - 3300 рублей (для сравнения: в августе нынешнего года средняя зарплата была 2325). Уже с января будущего года правительство намерено повысить на 20 процентов выплату денежного довольствия военнослужащим и на столько же увеличить расходы по зарплате работников бюджетной сферы.
Все это хорошо, однако ситуация в социальной сфере настолько остра, что предлагаемых мер недостаточно. 50 миллионов россиян, по официальным данным, прозябают за чертой бедности. После финансового обвала в 98-м реальные доходы граждан все еще на четверть ниже уровня 1997 года (не говоря уж о дореформенных временах). Задолженность по зарплате снова растет и превысила 40 миллиардов рублей (в бюджетном секторе - 7 миллиардов). Один из ярких примеров - нищенское, унизительное положение учителей, которые не получают полностью даже свою грошовую зарплату... Все это требует более энергичного продвижения в социальной сфере. Именно сюда, возможно, следует направить и часть дополнительных доходов (если они, конечно, появятся).
Принципиальной особенностью обсуждавшегося вчера проекта является новый механизм межбюджетных отношений. Федеральный центр готов взять на себя выплаты детских пособий, а также финансирование Законов "О ветеранах" и "О социальной защите населения". Для этого в дополнение к Фонду финансовой поддержки регионов предлагается создать еще и Фонд компенсаций. Деньги из него пойдут в регионы целевым порядком, строго по назначению. Сегодня во многих краях и областях выдача детских пособий, а также выплаты ветеранам, инвалидам задерживаются не на один месяц, что приводит к серьезным конфликтам, вызывая справедливое возмущение. Теперь федеральные власти берутся за решение этой острейшей проблемы. Названные законы должны выполняться на всей территории страны.
Еще одна особенность нового бюджета - сокращение гарантий правительства в тех случаях, когда привлекаются связанные кредиты. Это, как отмечал президент, весьма неэффективная форма поддержки инвестиционного процесса. Поэтому объем таких кредитов будет сокращен с 1 миллиарда до 550 миллионов долларов.
Новый бюджет не обещает ни экономического чуда, ни семимильных шагов к всеобщему благоденствию. Он предлагает всем нам всерьез потрудиться, чтобы закрепить и развить позитивные тенденции. Цель правительства - не авантюрный "большой скачок" (который, как не раз показывала история, обречен на провал), а кропотливая работа, основательное (и поэтому надежное) продвижение вперед (прогнозируемый рост ВВП, по минимальным оценкам, 4 процента). Лучше шаг за шагом выбираться из ямы, чем повторить печальный опыт августа 98-го. Все реформы, по словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, базируются "на раскрепощении нашего российского производителя". Поддержка нового бизнеса (а не олигархов) является сегодня одной из приоритетных задач. Снижение налогов, заложенное в проекте бюджета, - важный (и не единственный) шаг в реализации этой политики. Успех, однако, будет достигнут только в том случае, если удастся консолидировать общество, объединить усилия всех ветвей власти.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников