10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОРОЛЬ И ШУТ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 07 Октября 2003г.
Эту премьеру ждали, о ней говорили, всем не терпелось узнать, что же на этот раз новенького придумают известный авангардист Владимир Мирзоев с Максимом Сухановым, выступившим в роли короля Лира.

Многие режиссеры пытались разгадать эту сложнейшую пьесу, кому-то это удавалось, например, Питеру Бруку, Роберту Стуруа, а кому-то и нет. Анатолий Васильев так и не сумел выпустить "Короля Лира", хотя замысел у него был замечательный.
Шекспир не был политиком, но он знал: неограниченная власть над людьми впоследствии мстит бывшим правителям, заставляя их пожинать плоды того, что они посеяли. Лир создал государство, построенное на страхе и насилии, и эти семена зла проросли в его дочерях. Поэтому, придя к власти, они поступили с ним так, как он прежде поступал со своими вассалами - выгнали его из дома и оставили в чистом поле умирать. Естественно, такой материал требует недюжинных сил от режиссера и, конечно, психологической разработки каждого образа, в чем прежде не был замечен Мирзоев. Поэтому было интересно: справится ли он с этой нелегкой задачей, и как публика будет реагировать на его бесконечные режиссерские ребусы, создавшие ему славу крутого авангардиста.
Каково же было мое изумление, когда я увидела, что ничего разгадывать не надо, все как на ладони. Артисты выходили на публику и, обращаясь прямо в зрительный зал, "докладывали" текст. Такого я не ожидала. Тот же Павел Хомский в Театре Моссовета так же решал своего "Короля Лира" в эстетике открытого площадного театра, но там персонажи все-таки общались друг с другом, была какая-то связь между ними, а тут вышли, сказали, встали - и все. Да что же это такое? Неужели Мирзоев решил пойти по самому простейшему пути? Как-то непохоже на него...
Главная ошибка Мирзоева заключается в том, что он не смог увлечь большую часть артистов своей идей - сделать спектакль в любимой им манере театра дель арте, где острую художественную форму тоже надо психологически наполнять, а не просто технически существовать в ней. Ведь Лир сходит с ума неспроста, а из-за предательства двух дочерей, которым все отдал. Это какой же изворотливостью надо было обладать Гонерилье (Юлии Рутберг) и Регане (Марине Есипенко), чтобы расколоть страну, стравить враждующие кланы и устроить бойню. Следовательно, тут не просто семейная драма, а трагедия всей страны. Мне жаль, что в спектакле невразумительно прозвучала драма другой семьи - графа Глостера (Юрий Шлыков). А ведь он разделил судьбу изгнанника Лира, только ему при этом еще выкололи глаза по навету побочного сына Эдмонда, до этого оклеветавшего его родного сына Эдгара. Обе эти роли требовали феерического мастерства, поэтому как бы молодые артисты Александр Прудников и Юрий Чурсин ни были хороши собой, как бы громко ни произносили свои монологи, все уходило в песок...
На спектакле Мирзоева я еще раз убедилась, что пьеса Шекспира требует крупных актерских индивидуальностей, обладающих сильной эмоциональной памятью и колоссальным темпераментом. Поэтому, слава Богу, что в спектакле играли Максим Суханов и Виктор Сухоруков, при появлении которого публика зааплодировала. Суханов не менее популярен, чем Сухоруков, и зрители не встретили его аплодисментами только потому, что не узнали. Представьте себе: раздается гонг - и на сцену под руки выводят какое-то странное, еле передвигающееся существо, накрытое черным покрывалом. Придворные падают перед ним на колени, поскольку это король, а когда он сбрасывает накидку, то шарахаются от него, как от прокаженного. Когда же он поворачивается к публике, то зрительный зал тоже замирает, видя страшную маску урода с глубокими морщинами и щелью вместо рта. Зачем режиссеру понадобилась такая метаморфоза и почему Суханов пошел на это? Ну, во-первых, Суханов, как и Мирзоев, любят эпатировать зрителей - достаточно вспомнить увальня Сирано де Бержерака, за исполнение роли которого артист получил "Золотую маску". Во-вторых, это не просто цирковой номер, а главный ключ к разгадке сухановского Лира. Ведь мы обычно привыкли видеть благородного, седого старца, который, упиваясь своим могуществом при разделе королевства между дочерьми, не предполагает, какой трагедией это для него закончится. И поэтому, каким бы он ни был вначале, потом его становится жалко, благородная старость всегда вызывает сострадание. А тут монстр, от которого каждый отвернется без сожаления. По замыслу режиссера, Лир заслужил такое страшное лицо. Он всю жизнь шел по трупам, поэтому сама природа свершила над ним суд, превратив в пугало. Вот почему, опять же по идее Мирзоева, наступившее сумасшествие приносит Лиру спасение от самого себя, делает из него человека. Простого человека, который может радоваться пенью птиц, цветенью трав, удивляться солнцу, луне. Не случайно во втором акте Суханов сбрасывает с себя маску - и мы видим широкое, открытое, красивое лицо. Мирзоев трактует сумасшествие Лира как его возвращение в далекое детство, где он был свободен. Суханов прекрасно изображает этого взрослого ребенка в компании с таким же лысым дурачком - шутом в блистательном исполнении Сухорукова. Порой мне казалось, что именно ради этих двух артистов Мирзоев и задумал свой спектакль, увы, не доведенный до конца, ибо свита экс-короля так и осталась безликой свитой. Жаль, ведь от этого не выиграли ни театр, ни зрители...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников