СПЕЦЗАКАЗ НА СПЕЦАКЦИЗ

В ближайшем будущем с прилавков российских магазинов могут исчезнуть молдавские вина, и бюджет Молдовы в этом случае потеряет значительную часть прибыли от экспорта вин в Россию. Такова пессимистичная реакция аналитиков на подготовленный правительством Молдовы проект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты страны. Речь идет об импортируемой алкогольной продукции из стран, не входящих во Всемирную торговую организацию. Акцизы на нее парламент республики решил увеличить в десять и более раз. В первую очередь не повезло России.

Молдавские законодатели планируют поднять акциз, в том числе на пиво, вина и коньяк. Если раньше российским пивоварам, к примеру, ввоз в Молдову одного литра пенного напитка обходился в один лей, то теперь ставка может увеличиться до 10 леев. Импорт литра вина или сидра подорожает до 12 с половиной леев, а литр спирта обойдется во все 30 леев.
Очевидно, что предполагаемое повышение акцизов не может не беспокоить производителей России. Оно автоматически ставит их перед выбором: либо включать таможенный налог в цену продаваемого продукта (это сделает последний неконкурентоспособным ввиду собственной запредельной стоимости), либо попросту отказаться от молдавского рынка. Есть другой вариант - российское правительство в ответ может поднять таможенную пошлину на ввоз молдавских вин. А это, в свою очередь, снизит экспорт популярного в России молдавского вина, налоговые поступления от продаж которого в молдавский бюджет очень высоки. Остается еще вариант судебного разбирательства. И здесь опыт пивоваренной компании "Балтика", трижды признанной российским правительством "Лучшим экспортером" и сумевшей в официальном порядке отстоять свои интересы в Белоруссии, может послужить стимулом для судебной деятельности и других участников российского рынка.
Подобное развитие событий никак не вяжется с заявлениями сторон об укреплении взаимоотношений между двумя странами. Более того, лоббирование откровенно слабого с точки зрения законности положения о повышении ввозной пошлины наталкивает на мысль, что кому-то как можно скорее хочется ввергнуть российских и молдавских дипломатов в долгие разбирательства. Совсем недавно, 21 сентября, правительство России приняло распоряжение N1222-р "Об утверждении перечня промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 году оказывается государственная гарантийная поддержка", где в первой строке указано пиво солодовое. Появление этого же пива уже в перечне продуктов, ввоз которых из России в Молдову делается практически невозможным, трудно оценить иначе как "асимметричный ответ". Противоречия лоббируемого закона нормам, регламентирующим экономические отношения России и Молдовы, столь велики, что не остается никаких сомнений: если на то будет хоть малейшая воля российской стороны, новый законопроект может быть опротестован в ближайшее время в безоговорочном порядке. Так, в заключенном в 1994 году странами Содружества соглашении "О создании зоны свободной торговли" черным по белому прописано, что "стороны не будут прямо или косвенно облагать товары [...] внутренними налогами или сборами, превышающими соответствующие налоги и сборы, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства или товары, происходящие из третьих стран". Подобный текст присутствует и в двустороннем соглашении между правительствами Российской Федерации и Республики Молдова "О свободной торговле" от 1993 года.
Получается, что планируемый спецакциз нарушает сразу два нормативных акта межгосударственного уровня. И о том, какой будет реакция России, гадать не приходится: последуют ответные меры, и не исключено, что более жесткие.
Кому персонально понадобилось ссорить Россию и Молдову, пока не ясно. Ясно только, что подобная инициатива не имеет ничего общего с экономикой и преследует политические цели, связанные с процессами внутри Молдовы.