10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В КОСМОС НА ЧАСОК

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 07 Октября 2004г.
Частный американский космический корабль SpaceShipOne (SS-1), совершивший два пилотируемых полета (29 сентября и 4 октября) на высоту более 100 километров, стал своего рода технической сенсацией нынешней осени.

Реализация подобного проекта казалась немыслимой - разве по силам какой-либо фирме конкурировать в таком сложном деле с финансовой и промышленной мощью государства? Но бизнес наглядно доказал реальность частных суборбитальных рейсов. И хотя ракетоплан не совершает полного оборота вокруг планеты, а лишь "заглядывает" на несколько минут в безвоздушное пространство и сразу же отправляется обратно на свой аэродром, событие это знаменует принципиально важный шаг к созданию индустрии космического туризма.
В 1996-м был объявлен международный конкурс на создание частного суборбитального трехместного корабля, способного в течение двух недель дважды подняться в космос с пилотом, а также двумя пассажирами (или имитирующим их грузом). Приз - 10 миллионов долларов. Сумма для подобного проекта, понятно, совсем небольшая, не окупающая затрат, но ясно, что перед победителем откроются широкие горизонты. 26 команд из 7 стран, в том числе из США и России, включились в эту космическую гонку. Американская фирма построила корабль SpaceShipOne всего за три года, включая проектирование. Работы, кстати, велись в условиях строжайшей секретности, чтобы не активизировать конкурентов.
Первый зачетный полет начался 29 сентября на испытательном аэродроме в калифорнийской пустыне Мохаве. В воздух поднялся самолет-носитель "Белый рыцарь" с прикрепленным к днищу суборбитальным челноком SS-1. На высоте 14 километров он отделился, и 63-летний пилот Майкл Мелвилл включил ракетный двигатель, который проработал 77 секунд. После его выключения корабль продолжал подъем вертикально вверх по инерции и достиг высоты 103 километров. Затем ракетоплан устремился вниз. Невесомость длилась около трех минут. Через 83 минуты SS-1 приземлился.
Не обошлось, к сожалению, без происшествий. В верхней части полетной траектории возникла нештатная ситуация. В какой-то момент SS-1 неожиданно начал вращаться вокруг продольной оси. Произошло более 30 оборотов, прежде чем пилот овладел ситуацией. Позже на пресс-конференции Майкл Мелвилл заявил, что, возможно, сам допустил ошибку, вызвавшую вращение аппарата. Специалисты, естественно, были весьма озабочены непонятным вращением. Появились сообщения, что намечавшийся на 4 октября второй полет может быть отложен, если инженерам не удастся найти и устранить причину вращения. Однако Мелвилл тут же заявил, что переноса старта не будет. И в минувший понедельник SS-1 опять поднялся по той же схеме в космос. За штурвалом был другой опытный пилот - Брайан Бинни. На этот раз нештатных ситуаций не было.
Технические характеристики суборбитального корабля держатся в секрете. Но, по оценкам экспертов, максимальная масса его составляет 3,6 тонны, диаметр - 1,5 метра, размах крыльев - 5 метров. Масса самолета-носителя "Белый рыцарь" превышает 4 тонны, размах крыльев - 15 метров. На создание частного космического корабля было ассигновано одним из основателей компании Microsoft Полом Алленом 25 миллионов долларов (окончательная сумма затраченных средств не разглашается).
- Достижение успеха в этом конкурсе зависело не только от интеллектуального, научно-технического, промышленного потенциала, но и в значительной мере от финансирования, готовности бизнеса инвестировать средства в разработку и реализацию столь необычного и рискованного проекта, - говорит руководитель отраслевого научно-технического центра Центрального научно-исследовательского института машиностроения, лауреат Государственной премии Владимир ХОДАКОВ. - Стартовые условия у России были, на мой взгляд, лучше, чем в других странах, потому что мы имели (да и сейчас имеем) очень неплохой задел. Есть несколько интересных, перспективных проектов.
Еще в марте 2002-го Экспериментальный завод имени В.М. Мясищева представил в подмосковном городе Жуковский полноразмерный макет челнока Cosmopolis-XXI (C-XXI), предназначенного для космического туризма. Трехместный корабль массой 3,5 тонны имеет длину около 8 метров. Его поднимает на высоту 17 километров самолет-носитель М-55 "Геофизика", созданный и испытанный этим же коллективом еще в 90-х годах. Отделившись от носителя, челнок с помощью ракетного двигателя продолжит полет до высоты 50 километров, а затем дальше по инерции до 101-го. По уровню разработок тогда мы опережали все зарубежные космические корпорации.
Первый полет планировалось осуществить в 2004-м. Все было - чертежи, макеты, готовый самолет-носитель. В марте 2002-го СМИ сообщили: "Россия первой в мире запустит корабль для космического туризма". Уже более 100 человек записалось на такие полеты. Требовалось только 60-70 миллионов долларов. Сумма, правда, побольше, чем затратили американцы, но зато на нашем корабле уровень обеспечения безопасности экипажа существенно выше, а это является первостепенным фактором. К сожалению, у наших бизнесменов на этот проект таких денег не нашлось (покупка яхт и футбольных команд для них более привлекательна), и первыми запустили суборбитальный челнок американцы.
Среди других российских проектов я бы назвал многоцелевую авиационно-космическую систему - МАКС. В качестве первой ступени используется самолет Ан-225 "Мрия", стартующий с него корабль выходит на 200-километровую орбиту и облетает земной шар. Есть уже 220 томов расчетов, макеты. Стоимость - 3 миллиарда долларов. Есть также космоплан с вертикальным взлетом (масса 800 тонн, длина 75 метров, 1200 пассажиров; успешно проведены летные испытания модели). Но опять-таки все упирается в деньги...
- Я поздравляю американских коллег с успехом, - сказал мне генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева Валерий НОВИКОВ. - На мой взгляд, в таких проектах необходимо уделять больше внимания вопросам безопасности экипажа. В нашем корабле, например, устанавливаются катапультируемые кресла (на случай аварийной ситуации), а пилот и пассажиры должны будут облачаться в космические скафандры. Мы договорились об их изготовлении с заводом "Звезда", который "одевает" всех космонавтов, летающих на "Союзах". В случае разгерметизации кабины на большой высоте экипаж без скафандров погибает. Поэтому космическая одежда совершенно необходима...
- Продолжаете ли вы работы над своим суборбитальным кораблем?
- Да, на нынешней стадии необходимо изготавливать опытные образцы, что требует более серьезных средств. Переговоры с инвесторами (в основном зарубежными) продолжаются не первый год, но теперь, похоже, появились реальные перспективы. Желающих подняться в космос за 100-200 тысяч долларов уже сегодня - тысячи человек. Так что и американским, и российским суборбитальным кораблям работы хватит...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников