10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЛЯСКИ НА ТРУБЕ

Бурак Петр
Опубликовано 01:01 07 Октября 2005г.
Огорчение и досада. Так можно определить восприятие польским сообществом российско-немецкого соглашения о строительстве газопровода по дну Балтийского моря.

Те, кто наиболее болезненно воспринял проект, называют его даже антипольским пактом, заявляют, что "эта труба разделит Европу", призывают вести борьбу с Балтийским газопроводом, так как он, мол, несет огромную угрозу для Польши и ее национальной безопасности.
"Строительство этого газопровода является проблемой более политической, чем экономической, демонстрацией силы со стороны президента Владимира Путина и России", - горячатся одни. Другие выражаются куда сдержаннее, объясняя полякам, что проект - результат договоренности фирм двух стран, и в таких случаях обычно не спрашивают согласия правительств смежных государств. К тому же еще в 2003 году ЕС признал строительство этого газопровода одним из своих приоритетов. Сторонники третьей позиции обвиняют правительства в слишком пассивном ведении переговоров с Россией, которая бралась расширить газопровод Ямал - Западная Европа, включая его польский участок, то есть построить вторую нитку. Это главное поражение проигравшего выборы польского правительства и польской дипломатии, говорят сегодня правые. Польша уступит значительную часть дохода от транзита российского газа немцам, да и в целом западноевропейцам.
В 1996 году между Газпромом и Польским нефтяным объединением был заключен долгосрочный договор о ежегодных поставках до 14 миллиардов кубометров газа, что позволило перестроить топливно-энергетический баланс страны в пользу голубого топлива. Пока Польша получает 6 - 7 миллиардов кубометров российского газа в год - это 70 процентов импорта. Экономической целесообразности - получать самое дешевое в Европе топливо в достаточных количествах - все это время препятствуют политические, националистические, узкогрупповые внутрипольские интересы. Лейтмотив в этой компании: "Россия использует против нас "газовое оружие", надо избавиться от имперского влияния Газпрома путем диверсификации источников поставок топлива".
По вине польской стороны с опозданием на год от запланированного срока была введена в действие первая нитка газопровода "Ямал - Западная Европа". Когда в 2003 году российско-польский договор обновлялся, в уточненной редакции российская сторона освобождалась от обязанности построить в определенный срок вторую параллельную трубу, хотя Газпром выражал такую готовность.
В свое время было объявлено о создании международного консорциума для строительства газопроводной перемычки от белорусского города Корбина через Польшу до Словакии, но этот проект "завис" под разными предлогами. Польша как "локомотив" по перетаскиванию Украины в западный мир якобы не могла поступиться ее интересами (а ответвление миновало эту сторону). Нашелся и иной предлог: чтобы не нарушить экологию заповедных мест, поляки настаивали на удлинении трассы на 400 километров, пустив ее в обход аж через Познань, что у немецкой границы. Такой вариант заведомо неприемлем для россиян.
Отвергая или тормозя российские проекты, Варшава постоянно занимается самовнушением о необходимости диверсификации источников получения топлива. Сколько таких планов ни родилось, все они оказались "не жильцы". Велись, скажем, переговоры с голландской фирмой "Газуне" как альтернативным поставщиком газа. У Нидерландов своего газа нет. "Газуне" была готова поставлять до 2 миллиардов кубометров голубого топлива в год, но... российского, которое поступает по большой трубе опять же через Польшу. И по цене на 30 процентов выше газпромовской. Этот странный альтернативный проект растаял как кусок сахара в стакане чая.
В числе несбывшихся "бизнес-мечтаний" - заключенный четыре года назад контракт с Норвегией на закупку 74 миллиардов кубометров газа с шельфа Северного моря в течение 16 лет. Для транспортировки топлива планировалось использовать немецкие трубопроводы, продлив их до Польши, но оказалось, что их возможности ограничены, позволяют перекачивать лишь полмиллиарда кубометров газа ежегодно. Чтобы получить серьезный альтернативный источник топлива, надо проложить длинную трубу по дну Балтийского моря, которая стоила бы около 2,5 миллиарда долларов. Польше отнюдь не светило найти инвесторов для осуществления этого замысла, тем более что норвежский газ гораздо дороже российского. Короче, контракт приказал долго жить. Здесь так уж повелось, что экономические вопросы часто становятся заложниками разных политических сил, межпартийных разборок. Польская политика подчинена в большей мере, чем общенациональным, кастовым и личным интересам конкретных политиков и партий. Не потому ли Польша так и не подступилась к реализации даже первой фазы задуманных проектов.
В этом году появились новые прожекты. Связаны они с освоением путей транспортировки в Польшу газа из бассейна Каспийского моря. Один план предусматривал присоединение к числу инвесторов грандиозного газопровода через Турцию, Болгарию, Венгрию, Австрию. Поговорили представители польского нефтегазового объединения с турецкой фирмой "Боташ", с инвесторами. И узнали, что трубопровод длиной 3,4 тысячи километров будет готов минимум через пять лет и сможет транспортировать в Европу максимум 17 миллиардов кубометров газа в год (на столько стран!), а стоимость строительства опять-таки весьма высокая - от 5,5 до 7 миллиардов долларов. Новостройка, как выяснили поляки, благоприятно оценена Евросоюзом, но мало похоже, чтобы он профинансировал такую длинную трубу.
Другой актуальный сценарий - перекачка газа из бассейна Каспийского моря, в данном случае из Азербайджана и далее через Грузию, Черное море и Украину. Этот вариант стоит на сегодняшний день дешевле, но существует пока только как общий план. Тем не менее на сегодняшний день он выдвинут Польшей во главу угла. По оценкам, стоимость строительства составляет от 2,8 до 4 миллиардов евро. Предполагается, что он пройдет параллельно трассе нефтепровода Одесса - Броды (последние находятся на украинско-польской границе). Далее, по замыслу, газовая трасса должна идти по всей Польше, до самого Балтийского побережья, то есть до Гданьска. Но все несчастье в том, что польская ветка даже нефтетрубы до сих пор не построила. Но самое ужасное в этом сценарии для поляков то, что опять они столкнутся нос к носу с русскими. Одним из инвесторов проекта является "Газпромбанк".
Сегодня известно, что Польшу никто не исключает из энергодиалога России и ЕС. Она неизбежно включена в систему экспорта российских энергоресурсов в Европу.
И наконец, любопытная деталь: ряд крупных польских бизнесменов запустили информацию о том, что они не прочь подключиться к Балтийскому газопроводу и не прочь инвестировать в "колено" на Польшу. Жизнь заставляет. Как к этому отнесется новое правительство Польши?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников