11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УЧЕБНЫЕ ПОТЕРИ

Все родители мечтают, чтобы чадам в школе было комфортно. Но в реальной жизни детям приходится оплачивать знания собственным здоровьем: на уроках - перегрузки, питание - скудное, медицинские кабинеты оснащены плохо. Об этом шла речь на встрече Владимира Путина с лучшими российскими педагогами. Президент защитил детей, высказавшись против произвольного введения в школах новых предметов для обязательного обучения: "Мне кажется, это старый подход - выучить программу. В современном мире все выучить невозможно. У ребенка есть ограничения, связанные и со здоровьем, и с возрастом, а мы, к сожалению, это не учитываем".

За последние годы численность детского населения уменьшилась на пять миллионов
Может, это просто совпадение, но именно в эти дни в Москве проходил уникальный форум. Все шесть российских академий собрались на сессию, посвященную той же теме - здоровью наших детей. Почему это случилось именно сейчас? Наверное, с высоты своих знаний люди науки лучше других видят и понимают: нация оказалась на самом краешке пропасти. "Если не примем консолидированных мер для изменения ситуации, проиграем будущее", - лаконично сказал вице-президент РАН Николай Плате.
На сессии прозвучали пугающие цифры. Президент РАМН Михаил Давыдов сказал, что среди выпускников школ не осталось НИ ОДНОГО абсолютно здорового учащегося. От начальных классов к старшим стремительно растет доля хронических заболеваний. Например, в школу приходят 20 процентов детей с различными нарушениями психического здоровья, а к концу обучения только в НАЧАЛЬНОЙ школе эта цифра вырастает до 60 процентов. В чем дело? Почему школа вместо того, чтобы дарить знания, перемалывает, разрушает здоровье ребенка?
- Сегодня наши дети чрезвычайно перезагружены в образовательных учреждениях, - высказал свое мнение главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. - Многие школы закрываются, оставшиеся вынуждены работать иногда даже в три смены, что очень вредно для здоровья детей. Бывает, учебный день длится около десяти часов.
Школам не хватает денег, свернуты социальные программы. В результате плохое питание порождает болезни органов пищеварения, плохая мебель губит позвоночник, из-за неправильного освещения дети теряют зрение. Отдельная тема - новые компьютерные технологии в школе. Медики их уже именуют "агрессивной средой". Как выяснилось, компьютерные средства обучения не учитывают особенностей детского восприятия, резко увеличивают утомление школьников. Нагрузки при чтении с экрана дисплея гораздо выше, чем при чтении с листа.
Еще одна беда - нехватка движения, которое, как воздух, нужно ребенку. Опыт показывает, что продление уроков физкультуры до 3 - 4 часов в неделю позволяет втрое снизить заболеваемость у детей. Увы, состояние спортзалов и бассейнов во многих школах плачевное.
- Вы только представьте себе масштабы трагедии: за последние годы численность детского населения уменьшилась на пять миллионов! - сказал корреспонденту "Труда" академик Александр Баранов. - Смертность детей разных возрастов в России в 2 - 4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Уровень детской инвалидности за пять лет вырос более чем на 30 процентов.
Есть и другое страшное явление: дети все чаще вообще не хотят жить. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе. У нас этот показатель среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет составляет 21,55.
Самое обидное, что замечательные наработки ученых часто так и остаются в кабинетах, не доходят до уровня рядовой школы или больницы. Нам рассказали о специальных обогащенных продуктах, разработанных для детского питания, современных методах, позволяющих успешно лечить рак, об эффективных профилактических и оздоровительных методиках. И, конечно, о школах, где обязательно должен быть бассейн и зимний сад... А я слушала все это и вспоминала, что, по данным Роспотребнадзора, почти в половине сельских школ нет даже канализации и водопровода. А на школьный завтрак в депрессивных регионах выделяется полтора рубля на ребенка.
Я попыталась у президента РАМН Михаила Давыдова получить ответ на "наивный" вопрос: если мы такие умные, то почему у нас дети такие больные?
- Действительно, в РАМН созданы эффективные методики и технологии - и лечебные, и диагностические, и профилактические, в том числе и в педиатрии, - ответил Михаил Иванович. - Но за время моей работы в должности президента РАМН не было ни одного обращения или предложения от Минздрава. А наши обращения просто игнорируются. И за последние два года в здравоохранении не сделано ничего существенного, что реально улучшило бы ситуацию по показателям смертности и заболеваемости. А ведь это большой срок! Чтобы добиться успеха, нужно объединить действия правительства и научного сообщества.
Предложение бесспорное. И как видим, президент страны тоже требует заботы о здоровье подрастающего поколения. Но вот вопрос: почему же чиновники этих призывов не слышат? Может, потому что всемерная поддержка материнства и детства не вошла в число национальных проектов? Но, может быть, еще не поздно исправить эту ошибку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр БАРАНОВ, академик РАМН:
- Я уверен, что все главные государственные проекты должны быть подчинены интересам детей - от повышения качества образования, решения жилищного вопроса до улучшения здравоохранения и питания детей. Мало кто знает, что сегодня среди детей на первом месте болезни органов пищеварения. Причина - именно плохая еда. Не так давно я встречался с министром сельского хозяйства. И мы обсуждали простейший, казалось бы, вопрос: надо дать каждому ребенку в школе стакан молока или кефира вместо сладкой газировки. Если удастся сделать это в российских школах, то, уверяю вас, польза будет огромная!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников