Платья Плисецкой съехались на Фонтанку

В Шереметевском дворце Санкт-Петербурга открылась выставка «Божественная Майя», посвященная Майе Плисецкой и ее влиянию не только на мир балета, но и на мир моды

Легендарная балерина ушла из жизни в мае 2015-го, за полгода до своего 90-летия. К этой дате готовился и Музей театрального и музыкального искусства в Петербурге, с которым Майя Плисецкая сотрудничала с 1949 года. Вот и экспозиция, открытая в Шереметевском дворце со 2 октября по 8 ноября, создана при ее самом непосредственном участии.

Представлены костюмы, созданные для балетов Плисецкой знаменитыми кутюрье - Жан-Полем Готье, Ивом Сен-Лораном, Пьером Карденом. В гардеробе балерины был даже костюм, подаренный лично Коко Шанель после того, как Плисецкая преподала французским моделям мастер-класс по дефиле. С Карденом она дружила долгие годы, была его музой. Карден создал большинство вечерних туалетов и повседневных нарядов балерины, в 1998 году вместе с ней провел совместное шоу «Мода и танец», элементы которого появились и в Шереметевском дворце.

Кроме мемориальных экспонатов - театральных костюмов Плисецкой - в анфиладе второго этажа представлены авторские работы знаменитых кутюрье и молодых российских дизайнеров, созданные по мотивам творчества балерины. Среди авторов - модельеры Татьяна Парфенова, Татьяна Котегова, Алена Ахмадулина, Янис Чамалиди, Стас Лопаткин...

Татьяна Парфенова познакомилась с Плисецкой в начале 90-х, когда Майя Михайловна пришла к ней в Модный дом с мужем Родионом Щедриным и сделала заказ.

«Мы создали для нее юбку, белую блузку, - вспоминает Парфенова. - А еще она любила покупать у нас брюки. Считала, что у нас гениальные лекала. В повседневной жизни Плисецкая одевалась очень лаконично - длинные свитера и брюки. При этом и в дизайнерской одежде она чувствовала себя органично...»

Накануне открытия с выставкой познакомился и Родион Щедрин. «Это даже лучше, чем я мог себе представить», - сказал он «Труду», но в подробности вдаваться не стал. Задержался возле легкого, воздушного платья с цветочным принтом, созданного Стасом Лопаткиным из одного куска ткани, сказал, что хотел бы увидеть это на модели, в движении. Родион Константинович добавил, что Майя Плисецкая была человеком XXI века и как раз здесь, на вернисаже, мы заглянули в ее мир будущего.

Композитор был взволнован, хотя старался и не показать этого. Обрадовался, когда увидел телевизионную запись, где Плисецкая демонстрирует наряды на подиуме: «Это было в начале 70-х. Съемку подготовили для новогоднего «Голубого огонька», но в эфир не пустили - мол, зачем дразнить советских людей».

Сегодня эти кадры кажутся эталонными.