И тут входит в класс Нестор Петрович

По данным опроса, проведенного порталом Superjob.ru, собирательным киношным образом российского педагога стал историк из фильма «Большая перемена»

На этой неделе мы отмечали День учителя. Накануне портал Superjob.ru решил выяснить, какой киношный персонаж стал собирательным образом российского педагога. Среди опрошенных абсолютное большинство голосов получил наивный и непредсказуемый историк Нестор Петрович Северов из сериала «Большая перемена».

Мне довелось не однажды общаться с замечательным детским писателем Георгием Михайловичем Садовниковым, по повести которого «Иду к людям» и поставили «Большую перемену». Он был удивительно добродушным и немного застенчивым человеком. В год нашего знакомства ему уже перевалило за 70, но его память на людей и события поражала. Он так и сыпал байками о встречах с Владимиром Высоцким, с которым жил на одной улице, с коллегами по писательскому цеху Василием Аксеновым, Анатолием Гладилиным, Булатом Окуджавой, Владимиром Максимовым, с которыми с незапамятных времен поддерживал дружеские отношения. Сегодня корю себя за то, что подробно не записал эти живописные изустные рассказы. Но все, что касалось неувядаемой «Большой перемены», помню в деталях. Как уверял Георгий Михайлович, одним из первых рецензентов фильма стал писатель Владимир Максимов, который после просмотра категорично заявил автору повести: «Я считал тебя более серьезным человеком».

— Меня и другие знакомые критиковали за то, что главный герой повести слишком эксцентричен, — признавался Георгий Михайлович. — Поэтому я без энтузиазма согласился на предложение «Мосфильма» о съемках картины. Да и вышедшего фильма поначалу стеснялся...

Что касается главного героя, Нестора Петровича, то его образ Садовников списывал с себя самого.

— В повести, вышедшей в конце 50-х, отражена частичка жизни, прожитая мной на последнем курсе института. Хотя сам я был в молодости пофлегматичней своего героя, поэтому наделил Нестора Петровича еще и чертами моих знакомых. Кирпичик от одного друга, кирпичик от другого — так и сложился характер. А вот Ганжа мною списан с одного персонажа. У меня в Краснодаре, где я преподавал в вечерней школе, был такой же ученик. Я даже искал для него гипнотизера, чтобы тот внушил парню интерес к знаниям...

Режиссер Алексей Коренев первоначально на роль главного героя планировал Андрея Мягкова, но что-то у них не сладилось, и Нестора Петровича прекрасно сыграл Михаил Кононов.

Помню, в одну из наших последних встреч я спросил Садовникова, почему «Большая перемена» продолжает умножать число поклонников картины, хотя вечерних школ уже нет. Георгий Михайлович на минуту задумался, а потом ответил:

— Мне кажется, людям все острее не хватает добрых человеческих отношений. Каждый замыкается в своих делах и проблемах, отгораживаясь от других. А тут включаешь телевизор, входит в класс Нестор Петрович, чудаковатый, милый наставник, и становится ясно, что ты кому-то нужен, кто-то за тебя волнуется... В наших телесериалах все чаще главными героями становятся люди с, мягко говоря, подмоченной моральной репутацией. Но ведь хороших людей на свете больше, чем плохих, иначе, как гласит старая истина, мы бы перебили друг друга еще в пещерах...

Давно это мне сказал Георгий Михайлович Садовников, а кажется — это он про сегодняшний день.