СВАДЬБА ХОЗЯИНА

Скандал между шахтерами Приморья и руководством Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), которая является владельцем разрезов и шахт, действующих в крае, разгорается не на шутку.

Обстановку накалила даже не свадьба, на которую, как отмечалось в прессе, один из собственников компании Андрей Мельниченко потратил примерно 30 миллионов долларов. Просто это мероприятие, радостное для бизнесмена, лишний раз напомнило тысячам шахтеров об их нищенском существовании. И коллективы забурлили...
- За свой тяжелый труд я получаю мизер, - взволнованно говорит машинист экскаватора разрезоуправления "Новошахтинское" Евгений Казаков. - Начисляют мне около 12 тысяч рублей в месяц. Из них на налоги, коммунальные услуги и другие платежи уходит почти половина, и на руках остается 5-6 тысяч рублей. Супруга не работает - у нас малолетний ребенок. Старший сын учится в восьмом классе. Если разделить оставшиеся деньги на всех, то получится сумма гораздо ниже краевого прожиточного минимума. Вы думаете, хозяева выигрывают от того, что платят мне и моим товарищам такие жалкие деньги? Сомневаюсь! Люди поддерживают себя тем, что тащат с производства и продают все, что плохо лежит. И это несмотря на щедро оплачиваемую охрану. Мне известно, что зарплата у любого из этих сторожей намного выше, чем у меня, шахтера, который вкалывает в забое.
- И какой же, на ваш взгляд, должна быть достойная оплата?
- У машиниста, который сидит за "кочерыжками", ну рычагами, она должна быть не меньше 30 тысяч рублей. Этого мне хватило бы, чтобы платить без задержек за квартиру, воду, свет, газ, обуть и одеть детей. Да и самому прилично одеться. Вы знаете, как мучаются молодые семьи! Они же не хотят заводить детей - нечего, говорят, нищету разводить.
В 10-тысячном поселке Новошахтинский, кроме угольного разреза, работать больше негде. Поэтому и держатся люди за свои места - несмотря ни на сокращение штатов ни на урезание зарплаты. Но, видимо, подошли владельцы разреза к опасной черте. Напряженность почти в двухтысячном коллективе достигла точки кипения. А роскошная свадьба одного из собственников стала последней каплей...
- Конституция нашей страны, - говорит председатель Приморской территориальной организации Росуглепрофа Петр Кирясов, - обязывает собственников и государство обеспечивать работников достойной заработной платой. Сейчас шахтеры работают в частной компании, которая выкупила "Приморскуголь". Но она имеет перед шахтерами определенные обязательства, так как вместе с генеральным директором СУЭК Рашевским мы подписали соответствующее соглашение. Но ситуация такова, что средняя зарплата в угольном разрезе на сегодня всего лишь 11 - 12 тысяч рублей, в то время как прожиточный минимум в крае составляет для работающего 4146 рублей, а для безработного - 3845. Причем, как правило, второй член шахтерской семьи не работает. Негде.
- Мы подсчитали, - продолжает профсоюзный лидер, - для того, чтобы шахтерская семья могла нормально жить, ей надо иметь минимум 30 тысяч рублей в месяц. На всех предприятиях СУЭК в Приморье работает около трех с половиной тысяч человек. И если увеличить зарплату втрое, компания не развалится. Например, в разрезоуправлении "Новошахтинское" заложена себестоимость угля в пределах 300 рублей за тонну. Продается же уголь частникам за 1000 - 1200 рублей. Так что прибыль у нынешних хозяев предприятий угольной отрасли края солидная. Даже если собственник, как это необходимо, будет оставлять две трети доходов на развитие производства и достойную зарплату шахтерам, он внакладе не останется.
Мы отправили от нашего профсоюза письмо генеральному директору ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" Владимиру Рашевскому. В письме, в частности, говорится: "Низкая заработная плата шахтеров привела к тому, что молодые шахтерские семьи боятся заводить детей, из отрасли уходят инженерно-технические кадры, людям просто не хватает денег на продукты питания и одежду. Зарплата на приморских предприятиях СУЭК почти в два раза ниже, чем на аналогичных предприятиях".
Надо отдать должное руководству СУЭК, которое оперативно откликнулось на письмо, и в ближайшие дни его представители намерены приехать в Приморье, чтобы на месте разобраться в ситуации.