ШАХМАТЫ ВЫБИРАЮТ ЧЕМПИОНА

Чемпион мира по версии ФИДЕ прошлого года Александр Халифман назвал шахматный матч, состоявшийся недавно в Лондоне между Гарри Каспаровым и Владимиром Крамником, шоу, интересным для профессионалов. Он искренне полагает, что единственным легитимным чемпионатом мира является тот, что проходит под эгидой ФИДЕ, а чемпионом мира на сегодняшний день является именно он. Халифман готовится подтвердить это звание на проходящем чемпионате шахматистов в Дели, а затем в Тегеране, где состоится финал.

Но Владимира Крамника теперь тоже именуют чемпионом мира. Анатолий Карпов тоже вряд ли оставил претензии на шахматный трон... Раскол в шахматном мире продолжается не первый год.
34-летний петербуржец Александр Халифман в свое время был отчислен с третьего курса мехмата университета за самовольное отсутствие на занятиях, он предпочел шахматы математике. С тех пор доска в 64 клетки - его "рабочий стол", а все, что связано с шахматами, - его жизнь. Поэтому мнение Александра о сегодняшней ситуации в шахматном мире особенно интересно.
Халифман не считает ее нормальной. Несмотря на уважительное отношение к Гарри Каспарову как игроку, его политику и деятельность "вокруг шахмат" Александр оценивает отрицательно. Как известно, своего соперника на турнире в Лондоне Каспаров назначил сам, не считаясь с результатами предварительных соревнований. Вообще-то он должен был играть с Алексеем Шировым, который победил Владимира Крамника в турнире претендентов за матч с Каспаровым. Но Гарри Кимовича или его спонсоров почему-то не устроил Широв как соперник и он предпочел Крамника. В результате - проиграл. Сейчас, кажется, Широв судится за восстановление своих прав.
Международная шахматная федерация, после развала ее в период правления Компаманеса, кое-как организовалась при Кирсане Илюмжинове. Прошлогодний турнир по новой схеме это доказал. По словам Халифмана, ежегодный нокаут-турнир на звание чемпиона мира неидеален и нуждается в корректировке правил, но тем не менее это работоспособная система, которая адекватно отражает соотношение сил в шахматном мире. В четвертьфинале матча играются две партии, в полуфинале - четыре, в финале - шесть партий. "Случайно выиграть такой турнир невозможно, - считает он. - Чемпионат получается зрелищным и динамичным, без проходных партий, хотя для его участников это - настоящий нокаут-турнир".
Пристрастие президента ФИДЕ к экзотике, видимо, стало причиной выбора мест проведения нынешнего чемпионата мира - в Дели и Тегеране. Александр Халифман надеется, что климатические условия не повлияют негативно на результаты. Двадцать восемь участников, и среди них Халифман, будут принимать участие в турнире со второго этапа. В свое время Анатолий Карпов настаивал, чтобы чемпион принимал участие сразу в полуфинале или даже финале турнира. Халифман считает, что старая система, при которой прошлый чемпион ждал, когда определится соперник для встречи с ним, ушла в прошлое. "Чемпион должен игрой в турнире доказывать свою конкурентоспособность", - говорит он.
Каспаров очень плодовит на организацию разнообразных организаций с громкими названиями - Всемирный шахматный совет, Профессиональная шахматная ассоциация, Гроссмейстерская ассоциация. Но у них очень короткий "период полураспада". ФИДЕ, хорошая она или плохая, существует уже больше семидесяти лет, регулярно проводит соревнования своего календаря, демонстрирует стабильность.