Слышать это лестно, хотя предпочтительнее братство по разуму. Но куда денешься, если политики Запада наперебой обхаживают сейчас Россию, как невесту, предлагая ей разные варианты близости с их военно-политическим союзом. В последние дни после известной инициативы британского премьера Тони Блэра, предложившего создать новый Российско-Североатлантический совет, между Лондоном и Берлином даже возник ревнивый закулисный спор о том, кто первый сказал "А", имея в виду необходимость реконструкции отношений НАТО с Москвой. Сентябрьские события, во многом изменившие мир и вызвавшие к жизни антитеррористическую коалицию, придали серьезное ускорение этим дискуссиям.
Большинство наших граждан пока не очень-то жалуют НАТО. Отчасти, особенно среди старших поколений, сказывается влияние пропаганды советских времен. Отчасти Североатлантический блок "заслужил" негативно-сдержанное к себе отношение необъяснимым с точки зрения логики расширением к российским границам, не говоря уже о войне против Югославии. Да и опыт российско-натовских связей в рамках Основополагающего акта тоже не назовешь вдохновляющим. Но все это не меняет того факта, что и у России, и у Запада существует и в силу новых обстоятельств увеличивается объективная потребность в углублении сотрудничества и взаимодействия.
Ныне это открыто признается всеми "заинтересованными сторонами". Джордж Буш, обсуждая недавно с Владимиром Путиным будущее политических отношений России и НАТО, согласился с необходимостью поиска "механизмов совместного принятия решений". В этом суть и согласованных с Вашингтоном упомянутых инициатив Блэра. Понятно, что лидеры Запада не альтруисты. Как раз сейчас и им и НАТО более, чем когда-либо, нужна Россия, ее содействие, ее международный авторитет для успеха антитеррористического отпора. Но и НАТО на обозримое время такая данность, без которой нам не обойтись. Особенно когда дело идет об обеспечении безопасности в Европе как непременной предпосылке успешного решения наших внутренних проблем, реализации реформ, продвижения к стабильности и благополучию.
В отличие от даже самого широкого взаимодействия по многим азимутам, во вступлении в НАТО России никто не нуждается и такая цель не ставится. Для стран Североатлантического союза риск в подобной комбинации состоял бы уже в предоставлении гарантий безопасности наших дальневосточных границ. А России, вполне самодостаточной в обеспечении своей обороны, нет никакого резона терять общепризнанный статус авторитетной великой державы и переходить на положение "аспиранта" НАТО, подотчетного едва ли не во всех отношениях совету этого союза. На днях президент Путин в беседе с Робертсоном подчеркнул, что наша страна не стоит и не собирается вставать в очередь на вступление в НАТО. Этим он, с одной стороны, по-своему охладил пыл доморощенных атлантистов, а с другой - успокоил атлантистов западных, опасающихся, что НАТО+ Россия "перевернет" этот блок. Отсюда возникает более трезвая основа для поиска реально возможных сфер и условий сотрудничества.
Это непростая и требующая времени работа. Она не ограничивается рассмотрением идеи Российско-Североатлантического совета, в котором Москва имела бы право решающего голоса, причем в отдельных случаях даже относительно военных операций. Его прерогативы должны распространяться и на проблемы борьбы с международным терроризмом и нераспространение оружия массового уничтожения. Но в некоторых "пристрелочных" документах, имеющих хождение по кабинетам западных МИДов, предусматривается расширение сотрудничества также на вопросы разоружения, противоракетной обороны, организацию определенных военных акций, обмен разведданными и другой информацией, совместные исследования в области защиты от химического и бактериологического оружия...
Пока между самими западными сторонниками новаций нет полной договоренности относительно схем нового взаимодействия России и НАТО. Нам далеко не безразлично, как может выглядеть усовершенствованное партнерство, в какой мере будет учитывать национальные интересы России, сможет ли она и в какой мере реально, а не проформы ради участвовать в принятии решений. Но позиция России в отношении НАТО ясная и конструктивная. Она готова совершенствовать партнерство настолько далеко, насколько на это готовы члены Североатлантического союза. Остается проблема определения этой дистанции. Для ее выяснения и существуют встречи и переговоры, интенсивность которых заметно возросла. 7 декабря они будут продолжены в Брюсселе в кругу руководителей дипломатических ведомств 19 стран НАТО и их российского коллеги Игоря Иванова. Кто знает, может быть, наш министр привезет оттуда что-либо более конкретное?