ЕСЛИ ВЕРНО ОПРЕДЕЛИТЬ СТРАТЕГИЮ...

Представляем еще одного участника "Клуба лучших менеджеров России", объединяющего самых опытных управленцев нашей страны. Итак, знакомьтесь: Валерий Павлович ШАМШЕВ - генеральный директор Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ), входящего в акционерное общество "СУАЛ".

ГОРОДОК ИЗ СТАРОЙ СКАЗКИ
В романе "Из тупика" писатель Валентин Пикуль упомянул о Кандалакше, описывая строительство в годы первой мировой войны железной дороги, соединившей Мурманск с Санкт-Петербургом. Ее построили в кратчайшие по тем временам сроки - всего за один год и шесть месяцев. В ноябре нынешнего года в Мурманске и заполярной Кандалакше торжественно отметили 85-летие этого события. Город на несколько километров вытянулся вдоль железной дороги, превратившись в крупный промышленный центр Заполярья.
Старинных зданий в Кандалакше не сохранилось. Но, оказавшись на ее северной окраине, мне показалось, что я увидел городок из старой сказки. Ярко выкрашенные в голубой, красный и белый цвета постройки издали, сливаясь, создавали единый праздничный архитектурный комплекс. Но, подойдя поближе, увидел вместо колоколен обычные заводские трубы, а вместо теремов - производственные корпуса и административные здания. Это был Кандалакшский алюминиевый завод, внешний вид которого вызывает весьма приятное впечатление.
Ту же опрятность и чистоту, совсем не свойственную алюминиевому производству, замечаешь, оказавшись и на территории завода. Никаких сугробов и заносов. Вокруг тщательно подметенные подъезды к цехам. Глядя на покрытые глубоким снегом клумбы, легко представляешь себе, как в летнюю пору здесь растет газонная трава и радуют глаз цветущие шиповник и сирень.
Кстати, не увидел я здесь и курящих людей. Оказывается, с зажженной сигаретой вход на территорию завода запрещен. Тут справедливо решили: раз уж изготовление алюминия является вредным производством, то нечего отравлять организм во время работы еще и табачным дымом.
Уже по внешнему облику завода можно было понять, что это предприятие, где думают не только о производстве, но и заботятся о людях. Хотя, конечно же, все здесь подчинено выпуску алюминия. И эта задача успешно решается. В прошлом году выпущено семьдесят тысяч тонн алюминия-сырца. Тем самым проектная мощность была перекрыта в 1,3 раза.
- Главное, что определяет нашу работу, - рассказывает генеральный директор КАЗа Валерий Павлович Шамшев, - это то, что создана команда, сформировался коллектив единомышленников, сумевший выдержать выпавшие на его долю испытания. Мы четко наметили стратегические направления нашей деятельности, определив, за счет каких ресурсов можно решить поставленные задачи. У предприятия сложились нормальные отношения с поставщиками и потребителями, установилось взаимопонимание с органами власти. Завод стал неразрывной частью городского хозяйства Кандалакши. Мы успешно решаем социальные проблемы. Хотя, конечно же, хотелось, чтобы законодательство стало более совершенным, чтобы были более стабильными цены на электроэнергию и нефть, а действия правительства - более предсказуемы. Мы также считаем, что таможенное законодательство не должно быть таким фискальным. Сейчас оно просто тормозит экономическое развитие страны.
ДИРЕКТОР ВЕРИЛ: ЗАВОД ВЫЖИВЕТ
Большинство работающих на заводе родом из суровых северных мест. К их числу относится и сам директор. Он родился в 1953 году в поселке Нива-2. Поселок расположен в 13 километрах от Кандалакши. Там же Шамшев окончил школу, а затем поступил в Ленинградский политехнический институт на физико-металлургический факультет. После окончания института работал подручным сталевара, старшим мастером плавки сталелитейного цеха. Короче, прошел всю школу современного металлургического производства. Служил офицером Северного флота.
Поворотным событием в трудовой биографии явилось его избрание в 1989 году генеральным директором КАЗа. Шамшев возглавил завод в непростое для экономики страны и, в частности, для алюминиевой промышленности время. Расставшись с государственной централизацией и планированием, КАЗ оказался в стихии рыночных отношений. Нужно было самим искать и поставщиков сырья, и рынки сбыта.
На первых порах было трудно. Из-за низкой заработной платы начался отток людей. Директор не препятствовал тем, кто хотел покинуть предприятие. Но каждому тогда говорил: пусть не рассчитывает на то, что вернется обратно. Директор верил: завод выживет, коллектив сумеет преодолеть возникшие трудности.
КАЗ стал одним из первых предприятий алюминиевой промышленности, где начался процесс акционирования. В целом он прошел спокойно. Коллективу удалось сохранить контроль над предприятием, избежать конфликтных ситуаций. Но пришлось целиком рассчитывать на свои собственные силы. Надеждам на получение западных кредитов не удалось сбыться. Нужно было начинать с малого. Совместно с одной из голландских фирм было налажено производство алюминиевых подвесных потолков, жалюзи и других товаров народного потребления, пользовавшихся большим спросом на внутреннем рынке. Это позволило сэкономить людские и материальные ресурсы, направив их в дальнейшем по конкретным направлениям, связанным с развитием и модернизацией производства.
МОЩНЫЙ ТОЛЧОК К РАЗВИТИЮ
Одновременно началась и реорганизация структуры управления. Все руководство производства было сосредоточено в заводоуправлении. В результате намного уменьшилось число звеньев, через которые проходили команды. В цехах осуществлялось главным образом оперативное руководство производством. Причем реорганизация происходила без каких-либо увольнений и сокращений. Ныне функциональные службы в заводоуправлении решают вопросы всех подразделений предприятия, связанные с экономикой, заработной платой, снабжением, сбытом продукции, бухгалтерией, управлением и т.д. На КАЗе отказались от услуг подрядчиков, решили производить все ремонтные работы и изготавливать оборудование не на стороне, а собственными силами.
Мощный толчок к дальнейшему развитию производства дало вступление КАЗа в 1994 году в состав группы "Трастконсалт". У завода были установлены деловые конструктивные отношения с другими акционерами этой группы. Акционеры "Трастконсалт" не вмешивались в оперативное руководство предприятия, но, само собой, с ними согласовывались все стратегические задачи, хотя оперативное решение вопросов и оставалось за руководством завода.
С начавшейся модернизацией производства приступили к строительству газоочистных сооружений. Дело в том, что в разработанном еще в тридцатые годы проекте завода они просто не были предусмотрены. В те времена об экологии думали мало - лишь бы побыстрее наладить производство. Но, увы, спустя годы очень дорого пришлось заплатить за такую непредусмотрительность. Ныне заводу приходится тратить колоссальные суммы в виде штрафов за газовые выбросы в атмосферу. Поэтому, чтобы покончить с этой проблемой, решено было создать комплекс газоочистки.
Его строительство связано с немалыми затратами. Но все прекрасно понимают, что, с одной стороны, строительство установки позволит покончить со штрафными выплатами, а с другой - приведет к прекращению вредных выбросов, которые отравляют атмосферу города. Благодаря этому также удастся сэкономить значительную часть сырья, уходившего в атмосферу вместе с газами. Его повторное использование обеспечит дополнительный экономический эффект.
Усилия заводчан, направленные на то, чтобы покончить с вредными выбросами, находят понимание у администрации Мурманской области. Она пошла навстречу, возвращая КАЗу часть его штрафных выплат для того, чтобы использовать их для строительства блоков газоочистки. Первый из них должен вступить в эксплуатацию в 2002 году, а второй - в 2004-м.
Одновременно происходит модернизация производства в электролизных цехах. Совместно со специалистами института ВАМИ заводом был организован участок опытных электролизеров с обожженными анодами. В дальнейшем планируется полностью перевести производство алюминия на технологию обожженных анодов, что позволит резко увеличить объемы выпуска серебристого металла. Реконструируется и литейный цех, где были освоены литейная машина фирмы "Southwire" для производства катанки и установка для литья цилиндрических слитков фирмы "Wagstaff".
Поскольку речь зашла о продукции завода, то следует сказать, что наряду с катанкой и цилиндрическими слитками, КАЗ выпускает Т-образные крупногабаритные чушки, на которые приходятся 74 процента всего объема производства. Эти чушки отправляются потребителям на переплавку для получения проката, сплавов, различных заготовок. Основная же часть прибыли, получаемая от реализации продукции предприятия, используется на модернизацию производства, обновление основных фондов.
В 1996 году выпускаемый КАЗом алюминий марки А7Э был зарегистрирован на Лондонской бирже металлов. На ее склады поступает значительная часть продукции завода. Объясняется это тем, что последние десять лет отечественная алюминиевая промышленность, наверное, как ни одна другая отрасль, была ориентирована на экспорт. На мировой рынок поставляется около 80 процентов производимого в России алюминия. Объемы потребления алюминия в России намного ниже, чем в развитых западных странах. Но сейчас ежегодно в России внутреннее потребление алюминия увеличивается в различных отраслях на 15-25 процентов. Поэтому можно надеяться, что уже в скором времени число российских потребителей алюминия из Кандалакши значительно возрастет.
В СТОРОНЕ ОТ "АЛЮМИНИЕВЫХ ВОЙН"
Удивительно, но факт. Кандалакшский алюминиевый завод оказался в стороне от "алюминиевых войн", еще недавно потрясавших страну. Он сумел правильно определить стратегических партнеров. В декабре 2000 года КАЗ вошел в состав Сибирско-Уральской алюминиевой компании, установив конструктивные партнерские отношения со всеми акционерами. При этом специалисты завода полностью поддерживают позицию президента "СУАЛ-холдинга" В. Вексельберга, который считает, что надо предоставлять входящим в компанию предприятиям больше свободы, наделять их руководителей более широкими полномочиями. Но при этом стратегические вопросы развития должны обязательно рассматриваться всеми партнерами в рамках "СУАЛ-холдинга", который занимает первое место в России по производству глинозема и второе по выпуску первичного алюминия.
Ныне интенсивность производства на заводе достигла максимальных возможностей. Но жизнь ставит новые задачи. Надо не только работать над повышением качества алюминия, но и добиваться внедрения энергосберегающих технологий.
Сегодня энергетические затраты составляют 35 процентов себестоимости алюминия. В свое время КАЗ заключил с "Колэнерго" договор об установлении фиксированной цены на поставляемую электроэнергию сроком на пять лет. Причем эта цена была выше средней по промышленности в области. Естественно, у соглашения появилось немало противников, считавших неоправданным платить столь высокие цены за электроэнергию. Но, как выяснилось, на КАЗе умеют смотреть в будущее. Очень скоро цены на электроэнергию поползли вверх, но на финансовой ситуации завода это не отразилось в силу уже имевшегося долгосрочного соглашения о фиксированных ценах.
Кстати, электроэнергия подается в электролизные цеха с расположенной всего в полутора километрах гидроэлектростанции Нива-3. Эта ГЭС представляет собой уникальное сооружение. Машинный зал расположен на глубине примерно шестьдесят метров от поверхности земли. Электроэнергия подается на завод по алюминиевому шинопроводу. При таком способе транспортировки энергетики не несут практически никаких затрат. Но в связи с тем, что нормативные документы регулирующих органов эту особенность не учитывают, постоянно возникают проблемы при установлении величины тарифа. Поэтому у руководителей региональной энергосистемы порой возникает желание пересмотреть договор. Так что эта проблема еще ждет своего решения.
Волнуют руководство завода и низкие цены на металлы, которые зафиксированы на Лондонской бирже. Поэтому на КАЗе не скрывают, что в случае сохранения неблагоприятной мировой конъюнктуры на металлы и, в частности, на алюминий, придется отказаться от некоторых инвестиционных проектов, перейти на более строгий режим экономии и снижение себестоимости затрат.
ГОТОВ К НЕПРЕДВИДЕННЫМ СИТУАЦИЯМ
В целом Кандалакшский алюминиевый завод готов к любым непредвиденным ситуациям. Его коллектив уверен в своих силах и полон решимости преодолеть любые возникающие препятствия. Эта уверенность, можно сказать, передается всему населению города Кандалакши. Налоги, выплачиваемые заводом, составляют примерно 45-47 процентов от собственных доходов Кандалакши. Заводчане с пониманием относятся к трудностям, которые испытывают власти Кандалакши с формированием бюджета, и стараются чем могут помочь своему городу. Так, из своей котельной КАЗ поставляет тепло, обеспечивая им полностью седьмой микрорайон города. Помощь от завода поступает в школы, детские сады. Ее ощущают ветераны войны и труда. Завод шефствует над заставой имени А.В. Спекова Алакуртинского погранотряда, занявшей второе место в смотре застав России. Особое внимание уделяется борьбе с наркоманией в городе, на что выделяются крупные денежные суммы. В 1999 году КАЗ оказал благотворительную помощь на сумму более семисот тысяч рублей, а в 2000 году объем помощи вырос вдвое и составил уже полтора миллиона рублей.
И, конечно же, постоянную заботу о себе ощущают труженики завода. Успехи предприятия во многом связаны с деятельностью генерального директора. Валерий Шамшев живет в общем-то так же, как и многие его земляки. Он любит свою семью - жену, дочь, старается проводить в семье большую часть свободного времени. Как и сотни других жителей Кандалакши, увлекается лыжным спортом. Да иначе и быть не может - к лыжным гонкам у горожан особое отношение.
"Человеку, родившемуся и выросшему в этих местах, - говорит Валерий Павлович, - легче понять потребности живущих и работающих здесь людей. Я всегда был уверен, что дела у нас пойдут хорошо. Трудно даже представить, что было бы с простыми заводчанами, если бы предприятие не выжило. Как бы я смог тогда посмотреть в глаза людям, которые поверили мне, доверив свои судьбы? Ведь все они мои земляки.
Нынешняя структура управления на КАЗе позволяет сохранять оптимальный состав кадров. На заводе нет лишних людей. За последние годы более чем на 50 процентов обновились управленческие кадры. На руководящие должности были назначены преимущественно молодые люди с высшим образованием. Они по-новому смотрят на происходящее вокруг, у них другое отношение к культуре производства, которая во многом определяет образ жизни людей. Это отношение глубоко созвучно проявляемой заботе о людях. В этом я убедился, побывав, например, в отделанной по-современному, с большим вкусом заводской столовой, где организовано бесперебойное и недорогое питание для всех смен. Особое отношение к чистоте и порядку проявляется хотя бы в таких мелочах: при входе в столовую установлены отдельные вешалки для спецодежды и для той, которую обычно носят люди. К услугам всех заводчан сауны и душевые с комнатами отдыха. Здесь можно помыться не только после окончания смены, но и в нерабочее время, - даже летом, когда в городе горячая вода отключается...
Есть на заводе и своя медчасть, где организовано круглосуточное дежурство. В сутки врачи могут принять до ста человек. Открыты не только зубоврачебный, но и зубопротезный кабинеты, где работают опытные специалисты. Они пришли на завод по вполне понятной причине: зарплата здесь в два-три раза выше, чем в городских медицинских учреждениях. Кстати, средний месячный заработок на заводе составляет 10-12 тысяч рублей. О достатке заводчан свидетельствуют шеренги личных автомобилей на стоянке перед проходной. Заботится завод и о ветеранах, ушедших на заслуженный отдых. Им доплачивается ощутимая прибавка к государственной пенсии.
При заводе существует санаторий-профилакторий "Металлург", по благоустройству весьма напоминающий гостиницу с несколькими "звездами". Правда, от отеля его отличает наличие кабинетов, где установлено великолепное, самое современное медицинское оборудование.
...Мы живем в непростое время. И хочется надеяться, что, несмотря на сложную ситуацию, в которой оказалась экономика нашей страны, Кандалакшский алюминиевый завод сумеет еще более укрепить свои позиции в числе самых передовых предприятий России. Уверенность в это вселяет то, что на КАЗе трудятся такие специалисты, как В. Шамшев и его единомышленники, о которых обычно говорят, что это - люди с северным характером.