ПЕТР ВЕЛЬЯМИНОВ: МНЕ НЕКОГДА СТАРЕТЬ!

На почетном месте в его кабинете - фамильный герб древнего боярского рода Вельяминовых, к которому принадлежит популярный актер театра и кино. На полках книжного стеллажа - старинные издания, альбомы, посвященные российской истории.

- Моя родословная - в некотором смысле родословная России, - говорит Петр Сергеевич. - Не сочтите нескромным мой тезис. Просто когда я стал интересоваться происхождением своей фамилии, то не мог не коснуться российской истории, в событиях которой самое активное участие принимали Вельяминовы. Проследил ее до 1027 года, когда "из варяг в Русь" пришел служить Вилья - сын варяжского князя. Он привел с собой дружину в 2000 человек и был определен первым боярином к сыну Ярослава Мудрого Всеволоду. "Вилья" по-шведски значит "большой". Видимо, от этого слова и происходит наша фамилия. В роду нашем были и юнкера, и генерал-губернаторы, и священнослужители. Один из них -преподобный Кирилл Белозерский, 600-летие которого отмечалось недавно Русской православной церковью...
- Вы по происхождению дворянин, тем не менее играли на сцене и в кино чаще всего крестьян, рабочих, людей "простых". У вас никогда не возникало чувство внутреннего несоответствия?
- А какое может быть тут несоответствие? Мои герои в большинстве своем прекрасные, цельные, порядочные люди. Например, Захар Большаков из многосерийного телевизионного фильма "Тени исчезают в полдень", мечтавший о том, чтобы его земляки хорошо жили. Работая над этим образом, я хотел убедить зрителей, что есть, существуют в мире любовь и добро, справедливость и порядочность. И не где-то вообще, а в нашей стране, рядом с нами.
- Как вы получили эту роль, ставшую переломной в вашей судьбе?
- Мне, конечно, повезло, что я сыграл в фильме, который пользовался немалым успехом. Его и сейчас периодически показывают по ТВ. А получил я роль в нем почти случайно. Работал тогда в Свердловске в местном драматическом театре. На один из спектаклей с моим участием пришли в театр два столичных режиссера, двоюродные братья - Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Оба - свердловчане, но к тому времени жили уже в столице, работали после окончания ВГИКа на "Мосфильме". Они посмотрели спектакль, а потом зашли ко мне в гримерную. Стоят, разглядывают меня с явным пристрастием. Что мне решительно не понравилось. Кто, думаю, такие? Как сюда попали? Собрался было уже выпроводить их, когда слышу: "Мы - режиссеры, хотим пригласить вас на главную роль". - "На какую роль? Почему именно меня?" - не смог скрыть удивления. Мне в ту пору шел уже 44-й год, "киношного" опыта всего ничего - эпизоды в фильмах Свердловской студии. Ответ незнакомцев удивил и вдохновил: "Ну, если вы в таком слабом спектакле по еще более слабой пьесе играете замечательно, то в хорошем фильме, мы уверены, сыграете гениально".
- Постановщики "Теней..." угадали: после выхода фильма на телеэкраны вы стали знаменитым...
- Популярность была бешеной. Что меня, признаюсь, сильно смущало, а порой угнетало. Бывало, иду по улице, кто-то узнает: "О, Захар Большаков!" - и ну обниматься, а то и целоваться. Я не очень понимаю это.
- Вы можете сказать о себе, что родились артистом?
- В принципе - да. Несмотря на то, что в детстве мечтал о профессии военного моряка. И мой отец, и дед, и прадед были кадровыми военными. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов - кавалер офицерского Георгиевского креста, генерал-майор. Он скончался от ран, полученных в боях, в сравнительно молодом еще возрасте - 48 лет. Похоронили его в Петербурге в Александро-Невской лавре. К сожалению, могила не сохранилась - в нее во время блокады попал снаряд... А отец - выпускник Павловского юнкерского училища, в 1918 году принял революцию, ушел в Красную армию... Профессия офицера всегда считалась в нашем доме и уважаемой, и почетной. Но моя судьба повернулась иначе. Получилось так, что в 16 лет и 4 месяца от роду я был репрессирован по ложному обвинению. В лагере, куда меня определили по приговору Особого совещания, я получил приглашение участвовать в самодеятельности. Там познакомился с профессиональными артистами и музыкантами, тоже осужденными за "антисоветскую деятельность"... Ничего приятного в том, что я пережил в молодости, нет, вспоминать мучительно для меня...
- А как вы попали в ГУЛАГ?
- Обычная, к сожалению, в те времена история. Я жил в Москве, дружил с одноклассницей и одновременно соседкой по дому. Ее отец был известным в столице инженером-строителем. Сначала арестовали его приятеля, преподававшего в одном из вузов физику - за то, что он не сдал властям свой радиоприемник. А шел 1943 год, война, положение наших войск на фронтах было тяжелым. Его обвинили в пораженческих настроениях, в том, что слушал "чужие голоса" и "заражал" чуждой идеологией своих студентов. Вместе с этим физиком арестовали несколько студентов, в том числе мою приятельницу, потом ее отца, а затем и меня. Было создано "Дело антисоветской организации". Я получил 10 лет. Отсидел, правда, "всего" 9. Сначала мне сбросили 193 дня за роль в "Русском вопросе" в постановке лагерного самодеятельного театра. Спустя некоторое время перевели на Куйбышевскую ГЭС, где зачеты заключенным шли по системе день за два. И там меня тоже пригласили в художественную самодеятельность. Весьма, кстати, профессиональную. Что неудивительно, так как участвовали в ней несколько артистов МХАТа, понятно, тоже из числа репрессированных. Заработал зачеты, благодарность за примерное поведение и был освобожден на год раньше, в возрасте 25 лет. Долгих 30 лет после этого добивался реабилитации. Получил ее лишь в середине 80-х.
- За эти долгие годы не пожалели, что стали актером? Не было разочарований в профессии?
- Ни разу ничего подобного не испытал. Хотя, случалось, нам с коллегами по театру по полгода не выплачивали зарплату. Такое имело место в 50-х годах в Абакане. Жили и работали, несмотря ни на что, с интересом, увлеченные своим делом, новыми ролями.
- Российские зрители знают вас в основном по таким фильмам, как "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов", "Командир счастливой "Щуки", "Сладкая женщина", многим другим. Но большую часть творческой жизни вы провели и проводите на сценических подмостках... Тривиальный вопрос: что ближе - экран или сцена?
- Моя "киношная" популярность легко объяснима возможностями кинематографа, который, в отличие от театра, способен "проникнуть" в любой, самый отдаленный населенный пункт, а благодаря телевидению - и в каждый дом, но лично мне ближе сцена. Хотя бы потому, что на ней сформировался как актер, и признание у зрителей получил в театрах тех городов, где работал. А служил я в 12 театрах городов Абакан, Тюмень, Дзержинск Горьковской области, Новочеркасск, Чебоксары, Уланово, Пермь, Свердловск, Москва. Теперь - Петербург, Театр комедии.
- Вот никогда бы не подумала, что так много адресов сменили, считала вас однолюбом!.. Из-за чего уходили?
- По разным причинам, в том числе личным. Я действительно однолюб - в том, что касается профессии в целом. Ни на какую другую ее не поменяю. Но... Из столичного "Современника", в который был приглашен вскоре после выхода на телеэкраны "Теней...", ушел, например, потому, что получал тогда очень много предложений сниматься в кино. Настолько много, что это не могло не сказываться на репертуаре театра. А я не хотел подводить коллектив. Да и увлек сильно кинематограф! А из Москвы в Питер переехал по семейным обстоятельствам.
- Вы никогда ничего не рассказываете о своей семье...
- В самом деле, я не любитель посвящать кого бы то ни было в обстоятельства личной жизни. На то она и личная. Одно могу сказать: женат был трижды, у меня две дочери и сын, есть внуки.
- Вы согласны с теми, кто говорит: актеры и их герои - люди разные, часто мало похожие?
- Точно знаю, что мои герои гораздо лучше меня. И я, играя положительного персонажа, стараюсь сделать его образ как можно более привлекательным и живым.
Не могу сказать, что все они были очень уж положительными, скорее, неоднозначными людьми. Обычно чем человек глубже, тем, как правило, сложнее. Но негодяев в самом деле в моем послужном списке немного. В спектакле "Дон Сезар де Базан" питерского Театра комедии сыграл дона Хосе. Надеюсь, получился он, как и требовалось, личностью весьма неприятной... Я, конечно, совсем не такой, как мои герои. По характеру в отличие, скажем, от спокойного, уравновешенного Захара Большакова довольно вспыльчив, порой резок, категоричен. Когда "заведусь" - хоть святых из дома выноси!
- Легко преображаетесь перед кинокамерой?
- Когда камера включена, надо работать, играть свою роль, иначе какой же я профессионал? На сцене, в сущности, происходит то же самое: вышел - играй. Правда, перед тем как прозвучит команда "мотор!", или вот-вот предстоит выход к зрителям, испытываю некоторое волнение. Но начинаю работать - все приходит в норму. Кроме своей профессии, люблю еще природу, рыбалку. До недавнего времени был заядлым рыболовом. Сейчас времени не хватает. Помимо того, что играю в театре, снимаюсь в кино, еще преподаю в Балтийском институте экологии и политики. Четыре года назад там в порядке эксперимента организовали актерское отделение, решили, так сказать, совместить несовместимое. На мой взгляд, эксперимент удался. Минувшим летом состоялся первый выпуск - девять моих учеников получили государственные дипломы актеров театра и кино. Заниматься с ними было чрезвычайно интересно. Эти молодые люди принадлежат к совершенно иному поколению. Я не только учил их актерскому мастерству, но и сам у них многому учился.
- Петр Сергеевич, сегодня вам исполняется 75 лет. Возраст почтенный. Страшно стареть?
- А я не думаю об этом. Спокойно отношусь к тому, что нет уже прежней лихости. Жизнь протекает, это естественно, так и должно быть. К тому же старость отнюдь не помеха для того, чтобы актеру продолжать играть. Я застал на сцене великих стариков МХАТа - Алексея Грибова, Михаила Яншина, Ольгу Андровскую. Как они играли!.. Мастерство с годами не уходит. Смешно, если в 70 лет берешься за роль молодого любовника. Если же это роль, соответствующая возрасту и сыгранная мастерски, то нужно выходить на сцену и - играть.
- Вы один из ведущих сейчас актеров Театра комедии. А в кино снимаетесь?
- Снимаюсь на "Ленфильме" в 15-серийном фильме талантливого режиссера Виктора Бутурлина "Время любить". Снято уже 6 серий. Играю отца главной героини. Работа интересная, открываю в ней много нового для себя. Так что стареть некогда.