04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАВКА НА СТУДЕНТА

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 07 Декабря 2002г.
Стоит собраться вместе хотя бы трем вузовским ректорам, как тут же возникают острые дискуссии. Их тема в последнее время одна - модернизация образования. Ближайшим перспективам развития высшей школы посвящен и VII съезд Союза ректоров России, проходящий в столице.

Геннадий МИХАЙЛОВ, и.о. ректора Южно-уральского государственного университета:
- Обеими руками я - за модернизацию высшей школы. За семь десятилетий советской власти в стране сложилась менторская система преподавания, которая, к сожалению, дает себя знать до сих пор, хотя жизнь коренным образом поменялась. Сегодня преподавателю истории уже не надо заверять свои конспекты в райкоме партии, а смелую научную идею никому не придет в голову рубить на корню из-за того, что она, видите ли, "антимарксистская", но высшее образование по-прежнему не отошло от порочной практики тренинга студентов, в нем нет места самообучению, самостоятельной творческой работе. Да, наши вузы дают добротные фундаментальные знания, но остальное студент должен добирать сам.
Порадовал эксперимент по единому госэкзамену, хотя не обошлось без некоторых организационных шероховатостей. Скажем, мы предлагаем сократить до минимума разрыв между экзаменами. Абитуриент к этому готов, приемная комиссия сформирована, так чего тянуть целый месяц? Спорным можно назвать и такой момент: в равные условия для зачисления в вуз ставится и вчерашний школьник, и парень, вернувшийся из армии. Понятно, что у первого знания свежи, ему не нужно, идя на экзамен, преодолевать психологический барьер. Зато второй, как правило, собирается учиться специальности обдуманно, сделав свой жизненный выбор, а не по совету мамы или друзей. Понятно, что студентами эти два молодых человека станут тоже с разной установкой. А в принципе ЕГЭ - вещь хорошая, понятная и поступающим, и оценивающим знания абитуриентов.
Юрий ЧЕБОТАРЕВСКИЙ, ректор Саратовского государственного технического университета:
- Важный вопрос из области модернизации, к которому я имею отношение, - субсидирование в системе образования. Речь идет о выдаче студентам из малообеспеченных семей беспроцентных субсидий, а также о том, что выпускник вуза будет освобождаться от возврата субсидий, если поедет работать, к примеру, сельским врачом или учителем.
В Саратовском государственном техническом университете мы оказываем студентам адресную социальную поддержку, предполагаем увеличить социальную стипендию с 300 до 400 рублей. Если бедный студент хорошо учится, то сможет получать и академическую стипендию, которая в нашем вузе всегда была несколько выше минимальной, составляющей 200 рублей. У отличников есть шанс "добыть" и именную стипендию - президентскую, правительственную или губернаторскую. На три стипендии можно прожить, как говорится, "без летального исхода".
Владислав ЗАХАРЕВИЧ, ректор Таганрогского государственного радиотехнического университета:
- Почему-то когда речь заходит о социальной стороне вузовского образования, все много говорят о стипендиях и почти ничего - о перспективе или ее отсутствии для выпускника вуза занять достойное место в жизни, получить хорошую работу и зарплату. В концепции модернизации есть понятие "многоуровневости", то есть возможности студента переходить с одного уровня образования на другой. Но здесь наша вузовская система застряла. Если после школы человек сразу не поступил, скажем, в МГУ, то магистратуры в этом вузе ему уже не видать никогда. Это несправедливо, ведь и в глубинке есть немало талантливых молодых людей, которые в будущем могли бы достичь вершин науки. Обычно на первом курсе студент не особенно вникает в тонкости будущей профессии, определяется он примерно к третьему или четвертому курсу. Но тогда он уже становится "пленником" своего вуза, так как возможность изменить "траекторию", перейти в вузы Москвы или Санкт-Петербурга равна нулю. Ведь конкурсов на старшие курсы там нет. Кстати, пользуясь этим, иностранные вузы с удовольствием берут к себе наших студентов-старшекурсников и аспирантов, причем на полный пансион. Мало кто из них возвращается потом на родину.
Словом, модернизацию образования рано или поздно надо было начинать. Я - за единый государственный экзамен. Только очень неудобно, когда он вводится не всюду, а по отдельным территориям. К примеру, в Ростове идет эксперимент по ЕГЭ, а в Южном федеральном округе - нет. Таганрогский радиотехнический университет в регионе - единственный вуз такого уровня, и мы принимали абитуриентов по итогам единого экзамена. Ребят из Ставропольского и Краснодарского краев это отпугнуло, они не приехали к нам поступать.
* * *
На съезде Союза ректоров России с речью выступил президент Владимир Путин. "Благом для нашей страны является не консервация отживших моделей, а сохранение лучших традиций и стандартов классической российской школы образования", - заявил на съезде президент. В то же время, по его мнению, в современных условиях и речи не может быть о догматизме и упорном охранительстве.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников