ВРЕМЯ СЧИТАТЬ УБЫТКИ

Год назад Госдума решила отменить налог с продаж. Он служил инструментом по перераспределению денежных средств между различными слоями населения, направлялся на адресную поддержку малообеспеченных граждан. Мэр Москвы Юрий Лужков еще в то время заявил, что "отменять налог с продаж в ближайшем будущем нельзя. Его отмена лишит Москву 26 млрд. рублей в год, а социального эффекта, то есть снижения розничных цен, не будет".

Прошел год. Цены на розничные товары не снизились, а наоборот, идут вверх. Обещания бизнесменов оказались заурядным обманом. Мэр оказался прав. Как сообщает исполняющий обязанности руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Ефим Рыбалов, темп роста потребительских цен за 2004 год в Москве составил 9,5 процента, по России - 9,3 процента. В том числе цены на продукты питания в Москве выросли на 7 процентов, на непродовольственные товары - на 6,8 процента.
Для кошелька потребителей, особенно если они относятся к так называемому незащищенному социальному слою (а это пенсионеры, инвалиды, учителя, врачи), подорожание ощутимо.
Но это, видимо, мало беспокоит федеральное правительство. На одной из встреч с руководителями сетевых торгово-розничных предприятий страны министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил: "Снижение цен - не та цель, которую ставило себе федеральное правительство, отменяя налог. Это обещали сделать руководители торгово-розничных сетей. Минэкономразвития же ожидало снижения налоговой нагрузки и улучшения инвестиционного климата".
На днях мэр Москвы снова заявил, что отмена налога с продаж была преждевременной и российскому правительству надо проанализировать свою ошибку, разобраться с теми торговыми фирмами, которые наврали президенту, обещая в случае отмены налога снизить цены на 5 процентов.
Что же касается Государственной Думы, то, насколько известно, там пока не собираются восстанавливать налог с продаж законодательным путем.
Со своей стороны столичное руководство готово принять меры, чтобы сбить рост цен на товары первой необходимости. Используя испытанный метод кнута и пряника, оно может стимулировать продавцов снизить цены или хотя бы остановить их повышение. Можно, к примеру, поднять арендную плату на землю и помещения для тех, кто завышает цены, или предоставить добросовестным торговцам налоговые льготы, а также реальную перспективу получения хороших участков земли под торговые комплексы.