НЕ ЗАБЫТЬ БЫ ПРО НАУКУ

Проект закона "Об автономных учреждениях" вот-вот будет вынесен на заседание правительства, затем его представят в Государственную Думу. Уже год ректоры российских вузов спорят с разработчиками документа, пытаясь если не снять его с обсуждения, то хотя бы внести принципиальные изменения. Чем же плох законопроект? Об этом мы беседуем с председателем Совета ректоров вузов Волгоградской области, членом-корреспондентом РАН, ректором технического университета Иваном НОВАКОВЫМ.

Небольшая справка. Университет, которым с 1989 года руководит профессор Новаков, один из крупнейших на юге России. Здесь учатся свыше 20 тысяч студентов. Это настоящий учебно-научный комплекс, в его составе - завод с мощным опытным производством. Вуз зарабатывает деньги не только на неотложные нужды. К примеру, в прошлом году более 3 миллионов долларов потратили на закупку современного оборудования и ремонтные работы. Сказано не для рекламы. Дело в том, что проект закона предполагает самостоятельное плавание вузов по волнам не вполне сформировавшейся рыночной экономики. И ректоров, выступающих против него, частенько упрекают в консерватизме и отсутствии менеджерских способностей. К Новакову такое обвинение не подходит.
- Странно, - сокрушается собеседник, - что государство согласно законопроекту ставит высшую школу в один ряд с учреждениями культуры, здравоохранения и спорта. В проекте вообще нет слова "наука". Не упоминается и ученый совет - как важный орган управления вузовской жизнью. Понятно: стадион или больница не могут иметь ученых советов. Зато всем разом предписаны новые органы: наблюдательные советы.
- И каковы их функции?
- Совет рассматривает устав, вносит в него изменения, обсуждает и утверждает ежеквартальные отчеты ректора, решает вопросы реорганизации и даже ликвидации учреждения. При этом роль самого ректора расплывчата и малопонятна.
- Кому разработчики проекта предлагают доверить судьбу вуза?
- В составе наблюдательного совета не может быть более 11 человек. Треть - работники вуза, один - представитель исполнительной власти субъекта Федерации, остальные шесть, как я предполагаю, придут из региональных структур Росимущества. Ректор будет у них спрашивать позволения закупить оборудование, изменить штат, создать кафедру... А где гарантия, что семь чиновников примут решение во имя науки, а не в угоду элементарным имущественным интересам государства? В Волгограде - десяток вузов. Значит, для них надо подыскать не менее 60 грамотных, умных чиновников. В масштабах страны это тысячи людей. Мы предложили другой путь. Не создавая наблюдательный совет, ввести представителей власти в ученый совет. Пусть даже с правом вето. Но нас не услышали.
- В чем же заключаются интересы государства?
- Оно намерено передать вузам в оперативное управление недвижимость и оборудование. Заметьте, не в собственность. И будет следить, как университеты используют это имущество. При этом государство устраняется от забот о будущем вузов, но остается их учредителем. В проекте так и записано: если вуз становится должником, то учредитель не отвечает перед кредиторами. Те имеют право через арбитраж привести университет к банкротству. Как и любое учреждение культуры, здравоохранения или спорта. После чего будет сделан следующий вынужденный шаг - приватизация.
- Выходит, отношения вузов с государством переходят исключительно в плоскость экономики?
- Именно. Это рискованный шаг, поскольку принципиально меняется концепция образования. Законопроект определяет задачи учреждения образования как оказание услуг населению. Но ведь речь идет об университетах, а не о группах по снижению веса! Школа всегда занималась тем, что учила и воспитывала будущее страны. Зачем ломать то, что годами строилось и доказало свою состоятельность?
- Вы же не станете спорить, что многие вузы сейчас превратились в конторы по собиранию денег, а уровень подготовки студентов в них крайне низок?
- Это другой вопрос. Я тоже считаю: если в вузе нет современной научной базы, постоянного штата преподавателей, то это и не вуз. Но разве не государство выдало такому учреждению лицензию, фактически благословив на халтуру? Надо просто провести аккредитацию - и тогда отсеются псевдовузы. В первую очередь, частные учреждения, многочисленные филиалы. Но если вузы поставят в жесткие условия, оговоренные законопроектом, они будут вынуждены зарабатывать больше внебюджетных денег, что неминуемо приведет к повышению платы за обучение. У нас и сейчас далеко не все родители могут дать ребенку высшее образование. А при этом новшестве в вузы не попадут дети из семей со средним достатком, не говоря уж о сельской молодежи. Это ли не нарушение одного из главных конституционных принципов - равного доступа к образованию? С конца 80-х годов до начала нынешнего века 62 процента российских ректоров были выходцами из села. Лет через десять их останутся единицы. Печально.
- Российский совет ректоров и правительство создали согласительную комиссию. Уверены, что удастся убедить чиновников, депутатов и внести в законопроект принципиальные изменения?
- Не уверен.
- И что тогда?
- Будем созывать съезд ректоров. Думаю, власть не сможет игнорировать его мнение. Но пока не использован последний шанс, надо разговаривать и убеждать.