09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С КЕМ ВЫ, ЕВРОЛОББИСТЫ?

Гусейнов Вагиф
Опубликовано 01:01 07 Декабря 2005г.

Отмена компенсационных сборов и платежей за пролеты иностранных самолетов по российским

Отмена компенсационных сборов и платежей за пролеты иностранных самолетов по российским транссибирским маршрутам (ТСМ) - казалось бы, сугубо техническая, скучная тема. На самом деле ставки исключительно высоки: речь идет не только о достоинстве страны, но и о том, останется ли Россия мировой авиационной державой.
Суть проблемы проста: Европейская комиссия (КЕС) как высший исполнительный орган Евросоюза добивается того, чтобы Россия полностью отменила платежи за пролет над своей территорией и сняла ограничения по частоте таких пролетов. Осенью 2003 года, когда переговоры Россия - КЕС о присоединении России к ВТО вступили в завершающую стадию, Брюссель резко усилил нажим, поставив решение этого вопроса в качестве предварительного условия подписания протокола по ВТО. Результатом давления стало подготовленное нашим Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) письмо в КЕС с обязательством "модернизировать" систему взаиморасчетов за использование европейскими авиаперевозчиками ТСМ. Но европейцы на этом не остановились: начиная с лета 2004 года Еврокомиссия стала выдвигать дополнительные требования к российской стороне.
Сегодня, 7 декабря, на встрече России - ЕС на правительственном уровне в Брюсселе будет предпринята еще одна попытка навязать Москве график отмены сборов и платежей до 2013 года.
Если Москва согласится на эти требования, то за этим автоматически последует отказ от ограничений по количеству пролетов, что приведет к весьма серьезным экономическим и политическим последствиям, включая частичную потерю нашей страной суверенитета над своим воздушным пространством. К тому же прямые потери российского бюджета (налоговые отчисления, производимые с поступающих платежей) после отмены даже части выплат могут составить, по разным оценкам, от 30 до 60 млн. долл. в год. Общие потери экономики России, включая потери бизнес-структур, к 2013 году могут достичь 1,7 - 2 млрд. долларов.
Кроме того, будет создан существенный в практике двусторонних отношений прецедент: Россия сдаст свои позиции под давлением Евросоюза. И это при полной юридической правоте российской стороны. Хуже того, КЕС сможет таким же образом "вскрыть" и другие вопросы, включая сельское хозяйство и энергетику.
Более того, в этом случае можно будет поставить крест на перспективах российской гражданской авиации и авиационной промышленности. Ведь если Россия согласится на отмену сборов и платежей, то КЕС получит мандат на всеобъемлющие переговоры о соглашении в сфере воздушного транспорта, проект которого предполагает открытие российского рынка для европейских авиаперевозчиков и авиастроителей. На нашем рынке появится большое количество иностранных низкозатратных авиакомпаний, что практически будет означать полный захват ими рынка авиаперевозок между Россией и Европой. При этом те российские компании, которые уцелеют в результате нарушения паритета коммерческих прав на авиаперевозки, будут вынуждены пересадить своих пассажиров на "иномарки". Исчезновение же малых и средних авиакомпаний разорвет сеть внутрироссийских перевозок и нарушит ее территориальную целостность - тем самым будет нанесен серьезнейший ущерб национальной безопасности.
Еще одним последствием этого шага станет рост давления со стороны США с целью снять все ограничения по частотам пролетов. Того же потребуют и азиатские авиаперевозчики (Китай, Япония и другие). Воздушное пространство России станет "проходным двором" со всеми вытекающими последствиями, не говоря уже об экономических потерях.
В данных обстоятельствах трудно понять позицию отдельных российских переговорщиков и ведомств, которые не только призывают пойти на уступки КЕС, но и активно лоббируют срочное представление Россией графика отмены компенсационных сборов и платежей. Ведь уникальное геостратегическое положение России позволяет рассматривать гражданскую авиацию в качестве одного из приоритетных национальных проектов, который мог бы обеспечить высокотехнологичную конкурентоспособность страны в условиях глобализации. Роль "моста" между рынками Европы и Азии - уникальное естественное преимущество России, сравнимое с ее природными богатствами.
Имеет смысл заявить о готовности вести диалог о модернизации системы сборов и платежей исключительно между авиакомпаниями и авиационными властями на двусторонней основе.
Достаточно очевидно, что если 7 декабря КЕС удастся навязать российской стороне позицию по отмене платежей к 2013 году и утвердить некий "график" этой отмены, то рано или поздно это будет воспринято обществом как проявление слабости российского руководства, как неумение, а то и нежелание отстаивать российские интересы. При этом такое мнение будет только укрепляться по мере того, как вслед за ТСМ нам придется "сдавать" отечественный авиапром и большую часть гражданской авиации.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников