08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А "ТРАМВАЙ" ИДЕТ В ТУПИК

- Сегодня мы являемся свидетелями заката русского театра. Наши худруки, как правило, озабочены

- Сегодня мы являемся свидетелями заката русского театра. Наши худруки, как правило, озабочены субсидированием своих коллективов, но никак не творческим процессом. Вместо того, чтобы воспитывать новое поколение артистов, они инсценируют классику. Кстати, и выгодно: 10 процентов от каждого представления - их гонорар. Я не против инсценировок, но! Замысел-то автора должен сохраняться, свои тексты не надо бы вписывать в готовое произведение или вырезать из него кусками то, что мы видим сплошь и рядом.
На днях я побывал на спектакле театра Моссовета "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса и поразился: режиссер Юрий Еремин, по сути, сделал дайджест из пьесы, сколотив простенький бытовой сюжет и убрав все социальные мотивы. А ведь они играют в произведении колоссальную роль! Как можно было вычеркнуть из спектакля оглушительный финал пьесы, когда Бланш насильно увозят в сумасшедший дом, а в это время один из играющих в карты говорит: "Семерка на развод". Так нельзя поступать с Уильямсом, но это не впервые происходит в московских театрах.
Возьмите "Сладкоголосую птицу юности" в "Современнике", где Кирилл Серебренников, весьма способный режиссер, так искорежил пьесу, что я был вынужден, как переводчик, снять свою фамилию с афиши. Он не смог объяснить мне, почему действие в спектакле происходит в доме для престарелых, а не в роскошном отеле, как в пьесе, где останавливается знаменитая голливудская звезда? Опять же в спектакле МХАТа 1975 года не было постельной сцены между стареющей актрисой и сопровождающим ее плейбоем (это есть в "Современнике), но там было нечто более важное - героиня привязывалась к молодому человеку, чего никак не ожидала от себя...
Не подумайте, будто я идеализирую наше театральное прошлое. В нем было много дурного, но нынешняя безвкусица вопиюща! Если мы сегодня посетим московские театры, то найдем там массу спектаклей, которые давно нужно списать, увидим много однодневок, рассчитанных на невзыскательную публику.
Недавно пошел на "Вишневый сад" с Ренатой Литвиновой во МХТ имени Чехова и был страшно разочарован, в первую очередь героиней. Она очень элегантная, стильная женщина, но что представляет собой ее Раневская - это сокрыто за семью печатями. Я посмотрел там же "Последнюю жертву", но не увидел хитрого и весьма изобретательного купца Прибыткова, а увидел лишь талантливого артиста Олега Табакова со всеми его штучками. В то же время мне понравился спектакль "Любовные письма" Асперна, где Табаков плетет психологические кружева вместе с Ольгой Яковлевой, я даже посмотрел его дважды. Весьма любопытен "Копенгаген" режиссера Миндаугаса Карбаускиса с участием Табакова, Барнет и Плотникова.
Мне кажется, много работает и Сергей Арцибашев, худрук "Маяковки". Некоторые критикуют его за "салонные постановки", забывая о том, что он выпустил "Женитьбу", "Братьев Карамазовых", "Мертвые души". Посмотрите, сколько он открыл актеров, годами не выходивших на сцену. Среди них, например, Даниил Спиваковский, недавно блистательно сыгравший изуродованного войной молодого человека в фильме "Твой сводный брат Франкенштейн", Виктор Запорожский, поразивший всех своим Маниловым в спектакле "Мертвые души"...
К сожалению, у нас есть такая тенденция: набрасываться на одного артиста и сразу объявлять его звездой. Никто не спорит, что Чулпан Хаматова - одна из самых талантливых актрис театра "Современник", но это не значит, что не надо думать о будущем блистательной актрисы Марины Нееловой. В этом театре заботятся о новой режиссерской смене, я думаю, не случайно спектакль Нины Чусовой "Гроза" не остался незамеченным: у режиссера богатое воображение, свое видение мира. А это уже немало. Пока Галине Волчек удается сохранять свой коллектив и умело пополнять труппу, но так, к сожалению, происходит не во всех театрах.
Поэтому я не удивляюсь, когда актеры бегут в антрепризы, выстраиваются в очередь на низкопробные телесериалы: там платят. Мы сами не заметили, как актеры поделились на бедных и богатых: раскрученных телевидением - и потому с высокими гонорарами, и тех, кто за скромные оклады пашут в своих театрах. Все это напоминает какую-то лотерею: кому повезло - тот и вытащил свою золотую рыбку...
Было время, когда и Товстоногов, и Ефремов, и Любимов строили свои театры с конкретной художественной программой. Сегодня такого нет или почти нет. Марк Захаров держит высокую планку "Ленкома", но выпускает новые спектакли крайне редко и, по-моему, ошибся, согласившись показать по каналу "Культура" свои постановки. Телевидение - это совершенно другая эстетика, для экрана надо делать специальные телеверсии.
Наконец, где те режиссеры, на которых мы возлагали большие надежды и которые, в конце концов, получили свои театры? Анатолий Васильев занимается лабораторными опытами, ставит по всему миру спектакли, а в это время его новое здание на Сретенке, специально выстроенное для него, используется как прокатная площадка для различных творческих вечеров. Подающая большие надежды Светлана Врагова за последние три года поставила в своем театре "На Спартаковской" всего один спектакль "Старый дом". Не мало ли? Очень способный Иосиф Райхельгауз, сделавший немало интересных спектаклей, в том числе в "Современнике", сегодня занят сомнительными проектами. По-моему, он и три "Чайки" (одну по Чехову, вторую по Акунину и третью в жанре оперетки) поставил для того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Скажу крамольную вещь: в последнее время начинаю думать, что хорошо работать в театре невыгодно.
От отдела культуры. Нам кажется, эти пристрастные заметки должны заинтересовать наших читателей и не оставить равнодушными режиссеров, актеров, художников, критиков, всех любителей театра. Готовы разговор продолжить.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников