АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АТЛАНТИКУ

Со вчерашнего дня разведкам натовских государств работы ощутимо добавилось. Из главной базы Северного флота в Североморске курсом в Атлантику впервые за долгие годы вышла корабельная ударная группа в составе нашего единственного авианосца "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", больших противолодочных кораблей "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко", а также судов обеспечения "Сергей Осипов" и "Николай Чикер". Командует корабельной ударной группой командир дивизии ракетных кораблей Северного флота контр-адмирал Александр Турилин.

Через пару недель им навстречу из Севастополя выйдет флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер "Москва" и морской танкер "Иван Бубнов". Точка рандеву - в восточной части Средиземного моря. В совместных учениях, которые там проведут российские моряки, примут участие и ракетоносцы стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС, которые будут вылетать с авиабазы Энгельс под Саратовом. Таким образом, пространственный размах маневров выглядит весьма впечатляющим.
Однако аналитики Североатлантического альянса сегодня наверняка ломают голову над тем, что имел в виду министр обороны РФ Анатолий Сердюков, который в день выхода кораблей Северного флота поспешил доложить президенту Владимиру Путину, что тем самым отныне Россия "возобновляет свое присутствие в различных районах Мирового океана". Во-первых, по плану похода, оставив за кормой 12 тысяч миль, 3 февраля ударная корабельная группа уже вернется к своим причалам. На смену ей отправлять пока никого не собираются, так что Атлантика снова надолго останется без Андреевского флага.
Во вторых, маневры подобного масштаба наш ВМФ в последние годы уже предпринимал и не раз. Скажем, в 2003 году тот же крейсер "Москва" вместе со сторожевыми кораблями "Пытливый" и "Сметливый", а также большим десантным кораблем "Цезарь Куников" уже выходил из Севастополя в район, весьма удаленный от российских пределов. Тогда - в Индийский океан. Там к ним присоединились тихоокеанские, большие противолодочные корабли "Адмирал Пантелеев" и "Маршал Шапошников". Следом прилетела и наша стратегическая авиация. Только заявлений, что это и есть настоящее возвращение Андреевского флага в океаны, никто не делал. Потому что и тогда собранные с огромным трудом и с разорительными для казны расходами в поход корабли никто не сменил. Не сменит и сейчас.
Конечно, страна, считающая себя великой морской державой, просто обязана постоянно демонстрировать свой военно-морской флаг в важнейших со стратегической точки зрения районах. Для России в Индийском океане и в Средиземном море - в первую очередь. Ибо там находятся расчетные рубежи пуска крылатых ракет "Томагавк" с американских атомных подводных лодок по российской территории. В случае чего предотвратить эти пуски, кроме наших кораблей, некому. Осознание этой простой истины заставляло еще руководство СССР на постоянной основе держать в Средиземном море 5-ю оперативную эскадру, в которую, меняя один другого, входили корабли и подводные лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов. И такую же 8-ю оперативную в Индийском океане формировали тихоокеанцы. Времена изменились - рубежи пусков остались теми же. И американцы из тех районов никуда не уходили и не собираются. Только по карману ли нам нынче подобное противостояние?
ПЕРВЫЙ ПОХОД "АДМИРАЛА КУЗНЕЦОВА" ЕДВА НЕ СТАЛ ПОСЛЕДНИМ
В 1996 году, когда Россия пышно праздновала 300-летие своего Военно-морского флота, решено было не столько в учебно-боевых, сколько в пропагандистских целях отправить наш единственный авианосец с кораблями охранения под флагом адмирала Игоря Касатонова в Средиземное море. Командование Северного флота скрыло, что в предыдущий выход в море на "Адмирале Кузнецове" вышло из строя несколько паровых котлов, он потерял ход и едва не был выброшен на скалы Новой Земли. Ремонт делать было некогда, и неисправный авианосец отправили в дальний поход. Два котла из восьми отказали в первые же дни плавания у острова Нордкап. Четырехузловым ходом (менее 10 километров в час) авианосец едва доплелся до цели. Проблемы с котлами продолжались весь поход. И в феврале 1996 года авианосец снова чудом не оказался на скалах - теперь у Ла-Валлетты. Срочно прилетевший на корабль тогдашний начальник Главного штаба ВМФ адмирал Селиванов вспоминал:
- Передо мной были три варианта. Первый - идти до Тулона и встать в ремонт. Но это позор на всю Европу. Второй - дотянем до Калининграда, а там в завод. Все-таки свой. Третий - идти на Север кратчайшим путем. Туда мы все-таки дошли.