ВИЗИТ НА УЖИН К УДАВУ,

Все разговоры о банковских ставках у нас обычно заканчиваются двумя взаимоисключающими претензиями. Вкладчики сетуют на то, что ставки по депозитам слишком низкие, нередко не перекрывают даже темпов инфляции. Предприниматели же, директора предприятий недовольны слишком высокой стоимостью кредитных денег. Недавно Банк России снизил ставку рефинансирования с 55 до 45 процентов. Хорошо это или плохо? И что означает снижение ставки для экономики?

Ставка рефинансирования Банка России - это процент, под который он обязуется кредитовать коммерческие банки. Если взглянуть шире, то это годовой доход, который может получить инвестор от безрискового вложения своих средств. К ставке рефинансирования привязаны и другие ставки - кредитные и депозитные. Первые обычно выше, а вторые ниже ставки рефинансирования. Если Центробанк понизил ставку, то логично ожидать понижения и других ставок. Однако на практике все происходит иначе.
Если бы понижение ставки, такое, как у нас, произошло, скажем, в Соединенных Штатах, газеты на все лады трубили бы об экономическом чуде. Ведь снижение ее сразу на 18,18 процента (расчет здесь простой: 10 / 55 = 18,18%) свидетельствовало бы о небывалом росте доверия к национальной валюте. У нас же решения Центробанка почти никто и не заметил. И это не случайно. Политика Банка России, мягко говоря, отличается от той, которая проводится в развитых странах. Например, 2 февраля Ален Гринспен, председатель Федеральной резервной системы США (ФРС) - аналога нашего Центробанка, - объявил о повышении ставки с 5,5 до 5,75 процента. То есть, по сути, речь идет о повышении всего на 4,55 процента (0,25 / 5,5 = 4,55%). Почувствуйте разницу. Но отличие не только в степени воздействия на процентные ставки, а и в том, как это делается. О грядущем изменении общественность была уведомлена за месяцы! Предприниматели, инвесторы смогли заранее оценить последствия предстоящего решения ФРС и принять необходимые меры, чтобы снизить возможный ущерб для себя и своего бизнеса.
Что происходит у нас? Известие об изменении правил игры в российской экономике (а ставка - одно из таких важнейших правил) - всегда как снег на голову, как стихийное бедствие, к которому подготовиться невозможно. За девять лет Центральный банк 45 раз (!) менял ставку рефинансирования. Есть и другие не менее впечатляющие рекорды. Например, в последней декаде июня 1993 года ставку меняли раз в неделю, то же происходило и ровно через год. А с 19 мая 1998 года с интервалом в неделю ставку меняли три раза подряд. Этот период в истории российских финансов, думаю, достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Вначале Центробанк повысил ставку с 30 до 50 процентов (или в 1,66 раза), спустя неделю поднял ее до 150 процентов (то есть в три раза, а в общей же сложности за две недели ставка поднялась в пять раз!). Еще через неделю ЦБ снова снизил ставку рефинансирования до 60 процентов. Такая вот загогулина, как говаривал Ельцин!
Центробанк, как утверждалось, в тот период пытался остановить массовое бегство иностранцев от рублей и ГКО. Но разве хоть один, находящийся в здравом уме инвестор, мог в подобной ситуации оставлять свои деньги в России? Это какая же паника должна была царить в умах чиновников Центробанка, принимавших решения о ставках? А может, то была вовсе и не паника, а трезвый расчет? Давайте не забывать, что уже в июле Россия получила от МВФ многомиллиардный кредит в долларах, после чего стоимость тех же ГКО выросла на десятки процентов. В таких условиях операции на рынке гособлигаций могли приносить информированным лицам миллионы долларов.
Для полноты картины назову еще цифры: самая низкая ставка рефинансирования была введена 1 января 1991 года, и продержалась она аж до апреля следующего года. Вплотную к ней мы снова приблизились лишь 6 октября 1997-го, когда была объявлена ставка в 21 процент годовых. Но существовала она чуть более месяца. Самую же высокую ставку в 210 процентов Банк России ввел 15 октября 1993 года, и действовала она 196 дней.
Кроме познавательного интереса, приведенная статистика важна и для того, чтобы ответить на вопрос: какое влияние на экономику России окажет нововведение Центробанка и надолго ли снижена процентная ставка? Вряд ли кто-то из серьезных экспертов, взглянув на показанный здесь график, напоминающий то ли помятую шляпу, то ли удава, отобедавшего слоном (помните, у Сент-Экзюпери?), сможет сказать что-либо определенное. Да, тенденция позитивная. И как надеется первый заместитель председателя ЦБ РФ Татьяна Парамонова, "снижение ставки будет способствовать улучшению общей экономической ситуации, росту внутренних инвестиций и снижению оттока капитала".
А что думают об этом граждане и предприниматели? За годы реформ мы уже привыкли к непредсказуемой политике главного банка страны. И принимая коммерческие решения, ориентируемся не на ставку рефинансирования, а на инфляцию, темп роста курса доллара, рентабельность производства. Так, в прошлом году ставка рефинансирования составляла 60 процентов до 24 июля и 55 процентов - после этой даты. В то же время коммерческие банки выдавали кредиты друг другу, предприятиям и гражданам в среднем за 45,5 процента годовых в январе, за 32,2 процента в июне и за 38,3 процента в ноябре. В эти же периоды общая сумма выданных кредитов составляла соответственно 421,6 миллиарда, 469,3 миллиарда и 516,7 миллиарда рублей.
Иными словами, процентная политика Центробанка уже почти не влияет на взаимоотношения заемщиков и кредиторов, инвесторов и предпринимателей. Ему просто не верят. Чтобы доверие вернулось, действия Банка России должны стать ясными, прозрачными, предсказуемыми.
Иначе кто поручится, что мирный удав, сонно переваривающий свой ужин, не проснется снова?