ПЕРЕКОШЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Снекоторых пор в Ульяновске вошла в моду благотворительность. Представьте себе: сотни людей

Снекоторых пор в Ульяновске вошла в моду благотворительность. Представьте себе: сотни людей стали осаждать бухгалтерии предприятий, писать заявления с просьбой перечислять зарплату в благотворительные фонды. Причем этот "великий почин" подхватили далеко не самые преуспевающие заводы и фабрики. Среди пожертвователей, например, оказались даже коммунальщики, вот уже несколько лет пребывающие в предзабастовочном состоянии. А одним из флагманов движения стало акционерное общество "Автодетальсервис", где долги по налогам в федеральный бюджет достигли отметки 41 миллион, в Пенсионный фонд - еще 18,3 миллиона рублей. Занялась "благотворительностью" и такая, казалось бы, несокрушимая цитадель чистогана, как муниципальное предприятие "Центральный рынок". Он работал с прибылью, которую отпускал щедрой рукой из собственного кармана на нужды социально незащищенных слоев населения.
Не дал в полной мере восхититься широтой души бизнесменов Пенсионный фонд. Ему не понравилось, что, увлекшись гуманитарными акциями, ульяновские предприятия перестали платить деньги во внебюджетные фонды. Налоговые инспектора и работники прокуратуры тем более скептически отнеслись к широкомасштабному альтруизму. Покопавшись в недрах бухгалтерской отчетности, они отыскали механизм превращения безналичных денег в осязаемую наличность.
Происходило это примерно так. Работники писали заявления с просьбой перечислить зарплату в качестве благотворительной помощи в соответствующие организации или фонд. На эту сумму бухгалтерия передавала тому же фонду векселя. Он их продавал, как правило, со скидкой в 40 процентов от номинала, но за наличные, которые и возвращались заводу с удержанием комиссионных за услуги. Все это оформлялось соответствующими договорами... об оказании благотворительной помощи. Далее те самые трудящиеся расписывались в других списках - желающих вернуть необдуманно сделанные пожертвования. И получали их уже в виде живых денег. Хотя и "усохших".
Если бы заводские векселя реализовались напрямую через банк, то суммы, вырученные от их продажи, автоматически списывались бы со счета предприятия и уходили в погашение долгов. А так хоть с потерями, но деньги возвращались. Что касается денег Центрального рынка, то их брали напрямую из прибыли и перекачивали в благотворительный фонд, там обналичивали и возвращали обратно. Размеры этих "самопожертвований" сейчас выясняет следствие в рамках заведенного уголовного дела.
Смысл описанных операций еще и в том, что дельцы экономят на обязательных отчислениях на суммы, пущенные на благотворительность. "Автодетальсервис", например, по прикидкам проверяющих таким образом "сэкономил" за три года порядка 5 миллионов рублей.
Почему эти махинации стали возможны? По мнению моих собеседников из Ульяновской городской прокуратуры, слишком много прорех в Законе о благотворительной деятельности, который, по сути, развязал руки аферистам. Не случайно 4 года назад, когда закон вступил в силу, повсюду стали возникать благотворительные "юридические лица". Среди них была и ульяновская фирма "Эфор" - самый крупный и напористый игрок на этом новом поприще. Именно через нее проявляли "человеколюбие" руководители упомянутых, а также десятков других предприятий области. Благотворительная "крыша" позволяла не перечислять налоги со сделок и финансовых операций. В результате за три года фонд не уплатил только по налогу на прибыль около миллиона рублей.
По закону суммы, которые "Эфор" оставлял себе за услуги по обналичиванию денег, должны были тратиться на уставные, то есть благотворительные, цели, но они шли на материальную поддержку самих работников фирмы, их родным и близким. А чтобы такое самообслуживание не слишком бросалось в глаза, составлялись фиктивные списки якобы облагодетельствованных, но совершенно посторонних людей.
Например, посетителям Центрального рынка за умеренную плату - от 25 до 50 рублей - предлагали вписывать в бланк свои фамилии и паспортные данные, а затем напротив них в свободных клеточках указывались суммы, якобы полученные этими людьми. Среди мифических получателей помощи фигурируют даже жители других областей и регионов. Опросив 60 человек, работники прокуратуры насчитали четверть миллиона якобы выплаченных им рублей. Но это, считают они, только верхушка айсберга. Прокуратура надеется выйти на реальных хозяев "Эфора", стоящих за спинами фактических учредителей и сотрудников фонда. Ведь до того, чтобы быстро превратить почти все ликвидные векселя в наличные деньги, надо иметь крепкие "завязки" в банках и высоких кабинетах...
В общем, есть над чем поломать голову. А пока следователи проверяют все зарегистрированные в управлении юстиции благотворительные организации - их аж 27. Так что не исключено, что прокуроров ждут новые интересные открытия.