ГРЕШНИКИ ПОНЕВОЛЕ

И те, и другие хотят блага для человека. И те, и другие призваны творить добро. Врач, исцеляющий телесные недуги, и священник, врачующий душу, - им бы идти по жизни рядом. Увы. Нередко они не понимают друг друга, в особенности, когда дело касается новейших медицинских технологий. Почему? Возможно ли преодолеть противостояние? Об этом корреспондент "Труда" беседует с настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря священником Александром ИЛЬЯШЕНКО.

- Для чего приходит человек на эту землю, отец Александр? Для счастья или для страдания, несения креста?
- Для счастья - вне всякого сомнения. Но не надо думать, что несение креста - это страдание. Господь говорит: "Иго Мое благо, и бремя Мое легко". Жизнь сама по себе - величайший дар и ценность, даже если она трудна. Но и без скорбей не будет эта жизненная дорога - бытие человеческое не может оказаться лишь сладким медом. В преодолении трудностей - ценность жизни и человеческой личности. И это тоже счастье.
- Счастье для двух любящих людей в том числе и в полном обладании, наслаждении друг другом, не так ли?
- Не совсем так. Счастье не сводится лишь к обладанию и наслаждению. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что счастье - это не когда двое смотрят друг на друга, а когда они смотрят в одну сторону, когда у них одна цель. Конечно, говоря о двоих, мы имеем в виду, что эти двое - супруги. Супружеские отношения - божеский дар, врученный мужу и жене, любящим и верным, как награда за их любовь и верность. Надо бережно обращаться с этим даром.
"Я могу распоряжаться собой, своим телом как хочу!" - считают многие люди. Это - заблуждение, и счастья оно не приносит. Наш век призывает к погоне за удовольствиями, но сама эта погоня лишь унижает человеческое достоинство, низводит человека до удовлетворения примитивных потребностей и низменных страстей.
- Считаете ли Вы использование контрацепции в супружеских отношениях следствием неправедной жизни?
- Да, считаю. Контрацепция - одно из средств для погони за наслаждениями, которое позволяет, как говорил Достоевский, "со сладострастием насекомого удовлетворять свою похоть"...
Не существует безопасных для здоровья женщины методов контрацепции, в особенности гормональных. Нельзя безнаказанно вторгаться в тончайшие механизмы человеческой природы. Это вторжение может иметь самые тяжелые последствия, порой непредсказуемые. Врач, рекомендующий супружеской паре контрацепцию, тем самым исходит из противоестественной установки, что ребенок может быть нежеланным.
- Но согласитесь, отец Александр, когда врачи предлагают супружеской паре предохраняться, они менее всего хотят нанести зло. Напротив - стремятся уберечь женщину от абортов.
- Мы уважаем врачей за их тяжкий благородный труд. Но врачи, как и все мы, всего лишь люди, и могут ошибаться. Доктор - тоже жертва страшной идеологии, которая господствует в современном мире.
Наше общество уже платит за свою неспособность жить по законам Церкви тем, что оно опасно постарело. В 60-х годах на одного пенсионера было 19 работающих. Ныне на каждого старика приходится 1,7 работающего. По оценке Фонда народонаселения, доля пожилых людей в ближайшее время возрастет в шесть раз. Через тридцать-сорок лет будет просто некому ухаживать за стариками.
- Задача Церкви, мне видится, состоит в озарении жизни неким светом - так, чтобы человеку стало лучше. Та же идея - у врачей. Так почему же так труден путь навстречу друг другу?
- Потому, наверное, что важно не ошибиться в выборе цели и средств. Ибо цель не оправдывает средства. Жизнь настолько сложна, что можно заблудиться и потом сильно страдать. Так и в медицине: считается, что некоторое средство хорошо, - просто по ошибке.
- А врачи, занимающиеся репродуктивным здоровьем женщины, считают, что ошибаетесь вы. Как же услышать друг друга?
- Профессия медика - служение страдающему человеку - благородна и есть исполнение заповедей Божьих. На самом деле, взаимопонимание есть и было всегда: достаточно вспомнить святых целителей, великомученика Пантелеймона, например, или выдающегося ученого и хирурга лауреата Сталинской премии ныне причисленного к лику святых архиепископа Луку Войно-Ясенецкого. При многих больницах есть ныне свой храм, свой приход. Но, к сожалению, дух времени вводит в заблуждение даже людей искренних, самоотверженных и добрых, коими в большинстве своем являются врачи. И в конечном счете противопоставляет людей науки и медицины вере.
- Однажды вы сказали: "Медицина не есть точная наука" Допустим, беременную женщину обследовали и определили с большой степенью точности, что у нее будет ребенок с тяжелой врожденной патологией. Ей предлагают прервать эту беременность. Как ей поступить, чтобы не впасть в грех? Пренебречь этим прогнозом?
- Да. Ибо никакой прогноз не может быть абсолютно точным - внутриутробные болезни предсказываются лишь с некоторой долей вероятности. Нельзя трактовать медицинский прогноз как неотвратимый приговор. Всегда остается шанс, что ребенок родится здоровым. Ну а если малыш действительно родился больным, то в этом случае на родителей ложится тяжелейший духовный крест - любить такого ребенка.
Я знаю семью, в которой рождение больного ребенка сказалось благотворно на внутрисемейных отношениях. Старшие дети его очень любят. Он вносит удивительное умиротворяющее настроение в духовную атмосферу дома и является не только и не столько крестом, сколь неким ангелом.
Мне приходилось бывать, раздавать гостинцы и служить в детских домах для неполноценных детишек. Некоторые из них действительно очень тяжело больны, не могут назвать свое имя, но зато как они умеют радоваться малому, быть благодарными.
- Это - сироты при живых родителях? Дети тех самых матерей, что не послушались врачей, родили больных детей и тут же бросили их?
- Да. Вам жалко таких ребят? Мне тоже, но я жалею и родителей их, вставших на путь заблуждений. Они думают, что избежали страданий, но это не так. Они, предавшие своих детей, лишили себя радости - радости любви ребенка, пусть и не такого, как все.
У Куприна есть такой рассказ. Молодой офицер приезжает в Петербург поступать в военную академию. Он останавливается в семье, в которой сын - неполноценный ребенок. У мальчика есть единственное занятие, которое доставляет ему удовольствие: он собирает в копилку монетки - "тэки". Офицер проваливается на вступительных экзаменах, приходит домой страшно расстроенный, чуть не плача: денег нет, а надо возвращаться назад... И вдруг из другой комнаты выезжает на своей инвалидной колясочке мальчик и протягивает юноше свою копилку: "тэки, тэки! " Этот, казалось бы, неполноценный мальчик почувствовал его горе и пожертвовал самое дорогое, что у него было. Сочувствие больного мальчика окрылило офицера, вернуло ему радость. И через всю дальнейшую жизнь, которая, кстати, сложилась удачно, он пронес благодарность и любовь к этому мальчику.
Понимаете? Такие детишки потрясающе чувствуют любовь и ласку и, как никто, умеют отвечать искренней любовью. Я думаю, пускай будет трудное, но счастье, чем легкое бесчестье. Как говорится, "Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой"...
- Сегодня люди, слава Богу, чаще приходят за советом в храм. Допустим к вам, отец Александр, приходит семья, имеющая детей, но живущая в крайней нужде. Вправе ли вы сегодня сказать им: "Рожайте, сколь Бог дал"?
- Вправе. И говорю. В Москве - несколько десятков тысяч семей, в которых растут трое и более ребятишек. И живут они не хуже любой другой средней семьи. На детей - Бог дает. И потом наши люди - добрые. Часто прохожие на улице останавливают многодетную маму, извиняются, предлагают детские вещички или что-то еще. В церкви многодетные семьи получают помощь: прихожане всегда поддерживают и уважают такую семью. Сколь может, помогает им и государство.
Кстати, дети из многодетных верующих семей, по оценкам психологов, зачастую обладают более высоким уровнем развития, чем их сверстники. У них свой, духовный круг общения, и они знают, что такое грех. Это дает им силы устоять перед разноликими соблазнами.
- Из года в год в России становится все больше бесплодных супружеских пар. В то же время решением Архиерейского собора "пути к деторождению, не согласованные с замыслом Творца, Церковь не может считать нравственно оправданными". Значит, бездетные супруги, решившиеся на экстракорпоральное оплодотворение, грешны?
- У меня метод ЭКО вызывает внутренний протест. Ведь эта операция предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение избыточных эмбрионов. Для Церкви это неприемлемо.
Неприемлемо даже и в том случае, если для ЭКО будет использован только один эмбрион. Нельзя вторгаться в область сокровенного: муж и жена - едина плоть, и в сфере их сокровенных отношений не место третьему. Даже врач, даже с самыми благими намерениями, не может быть этим третьим. Кроме того, человек - существо духовное, состоящее из тела и души. И как тело матери окружает и оберегает своего ребенка, так и душа матери окружает и оберегает его душу. А при внетелесном оплодотворении - кто сбережет его беззащитную душу и тело?
- Получается, бесплодие - пожизненный приговор, крест бездетности?
- Давайте попробуем разобраться: почему женщина не может иметь детей? Если в древнем Израиле бесплодие считалось наказанием за грехи, хотя подчас, быть может, и напрасно, то в наше время это так в подавляющем большинстве случаев. Сегодня мы переживаем эпидемию блуда - найти людей, которые прошли жизнь, не споткнувшись на этом грехе, практически невозможно. Бесплодие, по медицинским, заметьте, данным, возникает чаще всего в результате абортов или после заражения инфекцией, передающейся половым путем, или многократной смены партнеров. Значит, как правило, это - расплата за предшествующую жизнь, жизнь во грехе.
- Даже если и так - разве не может быть даровано прощение тем, кто когда-то ошибся?
- Может, через покаяние. И мы знаем немало таких случаев, когда бездетные много лет супруги обретали наконец радость в детях. В Москве, в храме Живоначальной Троицы на Грязях особо почитают святого преподобного Давида Гареджийского. Там каждый понедельник служится молебен ему, ведется летопись случаев, когда у бесплодных пар рождаются дети. Чудеса свершаются и в наше время. Одно из них - обретение долгожданного ребенка.
- Вы заметили, отец Александр, как часто люди задают себе, да и вам, наверное, вопрос: "За что? За что мне такие муки"?
- Вопрос поставлен неправильно. Надо спрашивать: не - за что, а - зачем? Затем, чтобы человек осознал свои ошибки и изменил свою жизнь, то есть покаялся. Однако очень нелегко научиться каяться. Покаяние - одно из высших дарований, которыми Господь награждает человека за его искренние постоянные усилия изменить свою жизнь. Если ты каешься, то понимаешь: испытания и тяготы, которые приходится тебе переносить, не случайны, а ниспосланы Богом. Это - знак, указание на то, что ты должен в чем-то изменить свою жизнь. А изменившись, ты, быть может, поймешь, зачем было послано тебе это испытание.