УГОЛЬНЫЙ ТРОМБ

В эти дни более 6 тысяч вагонов с углем застряли на Транссибе. Самыми "закупоренными" оказались станции Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской и Западно-Сибирской железных дорог. Этот поток вагонов с углем прервался задолго до порта Восточный, куда направлялся.

Судя по тихой панике, охватившей железнодорожников и портовиков, эта "пробка" не сокращается, а, наоборот, растет. Так, в середине января на Дальневосточной железной дороге простаивало 12 составов, к концу месяца - уже 25. Руководство порта брало обязательство организовать в сутки выгрузку 580 вагонов, но на практике пока получается втрое меньше.
Что удивительно: несмотря на тяжелую ситуацию, порт на февраль подал заявку на прием 500 вагонов в сутки. Непонятно, куда собираются выгружать новые составы, если на складах Восточного уже скопилось больше полумиллиона тонн топлива. В середине недели у причала угольного терминала стояли под погрузкой всего три судна общей вместимостью 66,2 тысячи тонн. Похоже, портовики не прочь подержать железнодорожные вагоны в качестве "складов на колесах". Тем более что санкции не грозят. Если за сутки простоя судна грузоподъемностью 70 тысяч тонн в портах взимается штраф в размере от 8 до 12 тысяч долларов, то штраф за простой вагона равен нулю.
В связи со сложившейся ситуацией МПС вновь рассматривает вопрос о введении конвенции (запрета) на отгрузку угля в адрес порта Восточный. Такое положение сохранится до тех пор, пока портовики не решат две основные проблемы - не обеспечат своевременного подхода флота и не отремонтируют опрокидыватель вагонов. В ответ руководство порта обратилось в МПС с просьбой повременить, не вводить запрет на отгрузку угля.
Трудно сказать, как будет развиваться ситуация дальше. Генеральный директор Восточного Владимир Попов в официальном письме заверил, что порт с нагрузками справится. Однако специалисты, которые пожелали не называть себя, говорят, что портовики не смогут выполнить свои обещания. На совместных селекторных совещаниях железнодорожники вместе с руководителями всех четырех портов Находки предпочитают замалчивать острейшие проблемы, которые тормозят работу крупнейшего в стране Находкинского транспортного узла. Каждая сторона знает: стоит только задеть партнера, как в ответ хлынет поток обвинений.
На следующей неделе в Приморье приезжает министр транспорта Сергей Франк. Видимо, попытается развязать "железнодорожно-портовый" узел.