ТЕПЛОВОЙ УДАР

В Томской области разгораются нешуточные баталии, связанные с шокирующими суммами в квитанциях за тепло.

Цифры заставили содрогнуться не только малоимущих и рядовых томичей. "Хоть сам в пикет выходи", - сказал губернатор Томской области Виктор Кресс, когда получил очередную квитанцию.
Энергетики потребовали с Виктора Мельхиоровича 3 300 рублей. И пришлось бы губернатору раскошеливаться, если бы не было у него счетчика. Его данные показывали, что за полтора месяца на отопление квартиры ушло 8 гигакалорий. А в квитанции от энергетиков стояло 15, причем за один месяц.
Факт бессовестного "обворовывания" привел губернатора в ярость. Тем более что подобные счета получили все томичи, за которых губернатор как-никак в ответе. Кресс потребовал от своих подчиненных прекратить беспредел, добиться полной прозрачности в формировании тарифов на тепло и горячую воду.
После того как на энергетиков обрушилась лавина негодования, им пришлось в спешном порядке оправдываться. Руководство "Томскэнерго" заявило, что непричастно к росту оплаты за тепло. Производить тепло, по их словам, вообще не выгодно. Издержки растут, долги населения перед энергетиками не уменьшаются. Николай Вяткин, генеральный директор "Томскэнерго", сравнил цену гигакалории по регионам: в Бурятии она стоит 380 рублей, в Чите - 329, на Алтае - 359. В Томске - самая дешевая - 236 рублей.
О главной причине высокой цены на тепло энергетическое начальство почему-то умалчивает. А суть - в системе отпуска тепла, которая принята сейчас за основу при расчетах. Дело в том, что энергетики заставляют население платить за все тепло, которое они отпустили. Но сколько горячей воды реально доходит до каждой батареи, не учитывается. А, по официальным данным, потери тепла в сетях составляют, в частности, в Томске до 50 процентов.
В этом случае единственный способ покончить с "обдираловкой" - установить всем жителям счетчики. Руководитель Томского территориального управления Министерства по антимонопольной политике РФ Владимир Шевченко считает, что энергетиков и муниципальную власть вполне устраивает нынешнее положение вещей, при котором все убытки и потери, возникающие из-за аварийного состояния коммуникаций и теплотрасс, оплачивает население. По словам Шевченко, есть множество примеров, когда энергетики прямо или косвенно препятствуют установке теплосчетчиков. Например, томич купил прибор учета теплоэнергии, а энергетики отказываются согласовывать проект его установки, объясняя это разного рода техническими трудностями.
Между тем декабрьская квитанция за тепло так сильно подействовала на томского губернатора, что после разноса, который он устроил всем заинтересованным лицам (коммунальщикам, энергетикам и чиновникам), губернатор пообещал, что власть найдет деньги и установит всем гражданам счетчики.
В таком случае в следующем отопительном сезоне можно ожидать два варианта развития событий: люди платят только за то тепло, которое до них дошло. В результате списывать потери не на кого, энергетики "вылетают в трубу", и в Томске может случиться "второе Приморье". Либо - наше бестолковое жилищно-коммунальное хозяйство наконец-то начнет работать адекватно тому, во сколько себя оценивает.