ПАРИЖ ЖДЕТ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

Как отмечают многие местные СМИ, никогда за последние годы между Россией и Францией не было такого "душевного согласия", как сейчас. Москва и Париж обнаруживают все больше областей, где складываются действительно партнерские отношения. Понятно, что в ходе встреч российский гость и хозяин Елисейского дворца обсудят широкий круг международных проблем, и в первую очередь ситуацию вокруг Ирака, видение которой у руководителей двух стран если не идентичное, то где-то около этого. Вопросы двустороннего экономического сотрудничества также займут видное место в повестке дня. Об этом наш разговор с торгпредом РФ в Париже Иваном ПРОСТАКОВЫМ.

- На какой отметке сейчас находится торгово-экономический обмен между двумя странами?
- Он идет по нарастающей. За прошлый год товарооборот составил примерно 7,6 миллиарда евро. Это на три-четыре процента больше, чем за 2001-й. У нас есть много хороших перспективных программ по промышленной кооперации, и, в первую очередь, в области высоких технологий, особенно в авиационно-космической. Это и предстоящее использование космодрома в Куру во Французской Гвиане для запуска российских ракетоносителей "Союз", и совместный проект учебно-тренировочного самолета
МИГ-АТ, который находится в конечной стадии. Вот уже несколько лет над ним с французской стороны работают производитель моторов концерн "Снекма" и концерн "Талес", который разрабатывает авионику, с нашей - РСК МИГ. В будущем году завершится сертификация самолета, и он должен заинтересовать рынки третьих стран. Стоит также упомянуть проект по созданию двигателя для российского регионального самолета. Здесь задействованы тот же французский концерн "Снекма" и наше НПО "Сатурн" - Рыбинские моторы".
- Как обстоят дела на Куру? Далеко ли продвинулись в этом проекте? Не сказалась ли трагедия с американским шаттлом "Колумбия"?
- То, что "Союзы" на Куру будут, - вопрос, решенный положительно. В настоящее время согласовывается финансовое участие сторон. Что касается гибели "Колумбии", то в связи с ней возможны корректировки в программе Европейского космического агентства, которое курирует Куру и решает, какие проекты должны быть приоритетными.
- Какова экономическая составляющая визита Владимира Путина?
- Здесь можно выделить два пункта. Во-первых, встреча деловых кругов России и Франции, которая организуется в Париже французской организацией предпринимателей и промышленников МЕДЕФ и нашим РСПП. Российскую делегацию возглавит Аркадий Вольский. Во встрече примет участие президент РФ. Она станет стимулом для развития кооперации, подтверждением того, что на самом высоком политическом уровне ждут активизации российско-французского делового партнерства. Во-вторых, это поездка в Бордо. Она у всех, в первую очередь, ассоциируется с местными винами. Действительно, намечено посещение винного района Сент-Эмильон, а конкретно - замка "Шеваль блан", где производится знаменитое вино. Но начнется поездка в те края не с него, а с посещения завода "Талес", где делается авионика, в том числе и для МИГ АТ. Еще одно направление, которому будет уделено внимание во время посещения "Талеса", это знакомство с оборудованием по безопасности полетов, которое предназначено для аэропортов. Совсем недавно концерн "Талес" уже реализовал проект по переоборудованию казанского аэровокзала, и он сейчас считается одним из образцовых в России с точки зрения безопасности полетов. У французов накоплен большой опыт работы, они владеют передовыми технологиями, у нас же есть реальная потребность в том, чтобы контроль за воздушными перевозками был налажен на самом высоком уровне. Дело в том, что российское воздушное пространство представляет огромный интерес для транзита самолетов иностранных авиакомпаний как в Юго-Восточную Азию, так и в Америку через Северный полюс. Если в России все аэропорты будут оснащены по высшему разряду, то, кроме всего прочего, мы получим от этого большую прибыль. Очень перспективное, долгосрочное направление. Помимо этого, намечается подписание соглашения по туризму.
- А какова ситуация в области энергетического сотрудничества?
- Оно набирает обороты. Многолетние плодотворные связи существуют между российским "Газпромом" и французской компанией "Газ де Франс". Есть все основания надеяться, что с расширением газового рынка в Европе они будут развиваться и в дальнейшем. Ряд проектов существует в области ядерной энергетики. В частности, речь идет об использовании французских технологий в производстве ядерного топлива в России. Французы также задействованы в ряде нефтяных проектов. Компания "ТотальФинаЭльф", являясь крупнейшим французским инвестором в России, участвует в разработке Харьягинского месторождения в Ненецком национальном округе на основе соглашения о разделе продукции. Также ведется совместный поиск нефти на шельфе Черного моря.
Есть и другие серьезные инвестиционные проекты крупнейших французских фирм. У всех на слуху супермаркет "Ашан" в Москве, вскоре откроется второй, и, судя по всему, дело на этом не остановится. Компания "Мишлен" намеревается в будущем году начать производство автопокрышек в России. Автомобилестроительный концерн "Рено" сейчас рассматривает возможность вложения новых капиталов в свой московский проект. Как видите, французское присутствие на нашем рынке весьма разнообразно.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринимать, чтобы активизировать экономическое взаимодействие?
- Мне ясно, что нам крайне необходимо объяснять французам, какие перемены происходят в экономике России, рассказывать о реформах и реальных результатах, к которым они приводят. То, что думают о нас французские предприниматели, не работающие в России, - это картинки четырех-, пятилетней давности. Здесь таится одна из серьезных причин того, почему наш общий потенциал в торгово-экономической сфере пока не используется до конца. Эту проблему надо решать. И нам - в первую очередь.