ДВЕ "ТАТУШКИ" - ТРИ ТА-ТА

Да, "Тату" добились того, чего не удавалось еще никому из отечественных звезд. Сколько сил, времени, денег и таланта потратили на достижение этой цели несколько поколений российских исполнителей, на какие только ухищрения не шли. И на Запад переезжали, и "по-англицки" пели, и продюсеров нанимали... А исторический прорыв совершили две юные москвички Лена и Юля, которые и на западной сцене-то, как говорится, без году неделя, и лет им - всего ничего, соответственно 17 и 18.

При этом успех "Тату" - полной и неоспоримый. Британские слушатели просто валом валят в магазины, выстраиваются в очереди, чтобы, отдав около 7 долларов, прижать к груди заветный диск. В среднем в день в стране продается 21 тысяча синглов "Тату" All the Things She Said (английский вариант хита "Я сошла с ума"). По свидетельству журнала "Хит", это один из самых бойких темпов продаж в Британии.
Музыкальные критики сходятся на том, что такой успех группы вполне оправдан. Популярный в стране молодежный журнал "Фэйс" говорит, что "Тату" - "самые горячие поп-звезды сегодняшнего дня". А по мнению Дэвида Джанка из Universal Music: "Тату" - это оригинально, очень свежо и совсем ново".
Впрочем, музыкальные достоинства группы почти не обсуждаются. Мелодия, ритм, компоновка и исполнение отличаются высоким качеством, однако всех этих ингредиентов хватает и у любого другого профессионально сделанного сингла, пишет критик газеты "Дейли экспресс". Что и говорить, достижение "Тату" - уникально. Русская группа пробилась на самый верх хит-парада в Британии - стране не только консервативной, но и очень требовательной. Победить здесь сложнее, чем где бы то ни было в Европе. Кстати, она была побеждена практически последней из других европейских стран: в бельгийском хит-параде "Тату" стоит сейчас на четвертом месте, во Франции - на втором, в Германии - на пятом. Этот сингл входил также в первую пятерку в США, Швеции, Дании, Норвегии. Наверняка дома многие поклонники возведут теперь Юлю и Лену в национальные герои.
И все-таки в эту огромную бочку с медом попала ложка дегтя. Британская критика сходится во мнении: секрет необычайного успеха "Тату" не в музыке, тексте, качестве исполнения и даже не в аранжировке. Главное - имидж. А имидж у группы, мягко говоря, не совсем обычный - лесбийско-эротический. В клипе девушки изображают школьниц в коротких юбочках и то и дело целуются взасос.
"Поп-скандалы случаются в начале каждого года, - пишет обозреватель "Дейли телеграф" Ник Коуэн, - на этот раз его автором стала российская поп-группа "Тату", напичканная такой долей дешевой неоднозначности, что Эминем с его лапшой на ушах выглядит просто высоким искусством. Статус неоднозначности они получили благодаря своему первому на британском рынке синглу, в котором рассказывается история двух девочек-подростков, которых со страшной силой влечет друг к другу".
"Запад знавал немало скандалистов на сцене, - считает музыкальный обозреватель русского веб-сайта Би-би-си Ян Ледер. - Sex Pistols с их наивно-анархическими экзерсисами, Оззик с его откусыванием голов голубям и летучим мышам, Pink Floyd с их параллелью между Британией и нацистским тоталитаризмом, Тупак Шакур с его бандитизмом, Майкл Джексон с его косметизмом, Снуп Догг с его наркотой, тот же Эминем с его бензопилами и хоккейными масками - и из года в год все более и более откровенное обнажение. Давно не в новинку и сценическая голубизна, но чтобы так - мягкая, но дразнящая лесбийская эротика прямо в хит-видео, да еще с участием несовершеннолетних - до этого не додумалась даже Мадонна!"
В стране, где педофилия стала национальным бедствием, где только что ужесточили законы, чтобы как-то унять размах сексуальных преступлений, откровенно лесбийское поведение певиц-подростков у многих вызвало шок и возмущение. "Я не имею ничего против лесбийской любви или россиян, или подростков, - комментирует ситуацию в "Санди таймс" авторитетный публицист Индиа Найт, - но я не могу ощутить восторг от того, как две сексуально озабоченные девицы в школьной форме лапают друг друга на экране". А заместителя редактора газеты "Дейли мейл" по разделу шоу-бизнеса Николь Ламперт более всего возмущает позиция продюсера "Тату" Ивана Шаповалова, который, как она пишет, "бесстыдно признает, что создавал группу с прицелом на низкопробный рынок".
Шаповалов, который является дипломированным детским психологом, рассказал журналистке, что, начиная этот проект 5 лет назад, решил построить его на подростковом сексе. Почему подростковом? Потому, отвечает Шаповалов, что посетители Интернета чаще всего заходят на порносайты, а 90 процентов из них интересуются подростками.
- Почему я выбрал этот имидж? Потому что лесбийский элемент присутствует в отношениях почти всех девочек.
Сами девушки говорят в интервью, что уже давно являются любовницами. "Мы любим друг друга и живем вместе. Это длится уже 4 или 5 лет. Мы работаем и спим вместе", - заявляют Юля и Лена. "Наши песни - о жизни, - цитирует Ассошиэйтед пресс Лену Катину. - Они просто подходят жизни нынешней молодежи, ее менталитету". "Люди любят нас такими, какие мы есть, - добавляет Юля Волкова. - Они хотят видеть ту жизнь, которой мы живем, - чтобы мы были вместе, чтобы мы любили друг друга. И еще им нравится наш имидж - наши юбочки, например. Этого от нас и ждут".
Правда, многие на Западе не верят в то, что "татушки" - на самом деле любовницы; говорят, что дома у каждой из них есть по бойфренду. А "Дейли мейл" утверждает, что в России лесбийский имидж "Тату" давно воспринимается как всего лишь маркетинговый трюк. Бабушка Юли рассказала, что во время последнего визита девушка привела к ней бойфренда, которого зовут Антон Хрулев. К тому же обеих девушек не раз видели в московских ночных клубах с партнерами мужского пола.
Продавец крупнейшего лондонского музыкального магазина HМV рассказал, что диск "Тату" покупают не только тинейджеры, но и взрослые мужчины. "Эти девчонки явно вскружили голову старикам", - улыбнулся он. Кстати, специалисты звукозаписи вспоминают, что британский продюсер сингла "Тату" Тревор Хорн был первым, кто использовал порноимидж в шоу-бизнесе. Созданная им 18 лет назад группа "Frankie Goes To Hollywood" ("Фрэнки едет в Голливуд") охотно использовала в своих видеоклипах не только сексуальную, но и "голубую" тематику. Группа имела огромный успех по всему миру и принесла Хорну большие доходы.
Иными словами, "Тату" в Британии заподозрили в самом неприятном для артиста грехе - циничном отношении к зрителю. По мнению некоторых здешних СМИ, намеки на подростковое порно рассчитаны на эксплуатацию низменных позывов наиболее распущенной части аудитории. Раздражение дошло до того, что "Таймс" назвала их стиль "педо-поп", а ведущие очень популярного в Британии телешоу Ричард Мэдли и его жена Джуди Финниган заявили, что песню нужно запретить, поскольку она "пропагандирует педофилию". Глядя на поцелуи и слишком откровенные жесты нимфеток в школьной форме, Ричард назвал девочек "больными", а Джуди назвала клип "развлечением для педофилов". Так что если Шаповалов и его "школьницы" намерены и дальше придерживаться подростково-лесбийского имиджа, их следующий клип может не дойти до потребителей на туманном Альбионе.
Британская корпорация Би-би-си приняла решение не выпускать в эфир скандальный видеоклип "Тату".