"ПРОФИ" НА ПОТОКЕ

Переход на контрактный способ комплектования в Вооруженных силах идет со скрипом. Это уже неоднократно признавали военачальники разных уровней. В самом большом по территории Сибирском округе за прошлый год военкоматам удалось отобрать лишь немногим более 5 тысяч кандидатов в "профи". К примеру, в Томской области их набралось всего 206. В то же время уже решено, что с 2008 года срочники будут хлебать солдатские щи лишь 12 месяцев. Не образуются ли в связи с этим в "щите" страны значительные прорехи?

Выход руководство Минобороны видит в удвоении числа призывников, поставленных "под ружье", и поголовном переводе младшего командного состава (сержантов) в контрактники. Об этом неоднократно вел речь министр обороны России Сергей Иванов в ходе недавней поездки по Сибири и Забайкалью. Глава военного ведомства, думается, не случайно выбрал для инспектирования части, расположенные именно в этих бескрайних регионах. В глубинке многие проблемы армейского быта, социального положения военнослужащих, боевой учебы видны как на ладони. И потом, именно в Сибирском округе создана первая кузница кадров, на опыте которой решено проверить, насколько реально за полгода превратить мальчишку в солдата-специалиста. Кроме того, в этом же 212-м окружном учебном центре "Песчанка", что в 10 километрах от Читы, готовят по современным методикам сержантов-контрактников. Здесь, по словам представителя МО, начали обкатывать схемы обучения солдат срочной службы и младших командиров, на которые армии перейдут через три года. Как рассказал начальник центра генерал-майор Андрей Нечаев, каждые шесть месяцев он выпускает 7 тысяч специалистов по 44 специальностям - 8 танковым, 11 общевойсковым и 13 артиллерийским.
Условия для жизни и учебы солдатам в центре созданы отменные. Столовая, спортзал, клуб такие, что и образцовые части советских времен могли бы позавидовать. А когда Сергей Иванов попытался выяснить, в один или два яруса расположены койки в казармах, солдаты его попросту не поняли. Быт, словом, налажен.
Но, обходя оборудованные современными тренажерами и обвешанные схемами классы огневой, технической подготовки, министр интересовался у солдат главным: когда, по их мнению, они получат достаточно знаний, чтобы перейти к практическим стрельбам, вождению, работе со сложной аппаратурой. Правда, в классе, где занимались будущие командиры боевой машины пехоты, он несколько минут обсуждал с офицерами вопросы поощрения и наказания "профи", заметив в заключение: "Рубль - самое эффективное средство воспитания".
Видимо, осмотр центра и беседы с солдатами и офицерами произвели на Сергея Иванова благоприятное впечатление. Хотя он отметил, что проблем и здесь хватает с избытком. Даже в эту экспериментальную часть военкоматы ухитрились направить более 250 новобранцев с пониженной массой тел. И три месяца их пришлось усиленно откармливать, чтобы поставить в строй. И все же, по мнению министра, будущее именно за такими комплексами.