АТОМНАЯ БОМБА ДЛЯ "НОВЫХ ОЛИГАРХОВ"?

В середине января Ким Чен Ир совершил секретный визит в Китай. Интрига, однако, не в

В середине января Ким Чен Ир совершил секретный визит в Китай. Интрига, однако, не в секретности вояжа - такова традиция "вождя" закрытого тоталитарного государства. Вопрос - в цели визита и его последствиях для шестисторонних переговоров по северокорейской военной ядерной программе, проводящихся в Пекине с 2003 г. с участием США, Китая, Северной и Южной Кореи, Японии и России. Нынешнее состояние переговорного процесса в Пекине и динамика внутриполитической жизни в КНДР помогут прояснить ситуацию.
Шестисторонние переговоры продолжают "ходить по кругу": Пхеньян под тем или иным предлогом то выходит из них, нагнетая обстановку и блефуя "ядерным потенциалом", то возвращается, получая за это экономическую помощь от Пекина и Сеула. Стратегическая цель северокорейского руководства - сохранить власть и выжить без изменений административно-командных основ экономики и общества. В 2005 г. Пхеньян получил от Китая и Южной Кореи порядка 1 млрд. долл. за факт возвращения (в июле - сентябре) в переговорный процесс после годичного перерыва. Общая же сумма внешней помощи от Китая, Южной Кореи, ООН, США, Евросоюза - в ликвидных товарах и наличных - за период 1994 - 2005 гг. составила около 10 млрд. долл., что превышает объем всей помощи бывшего СССР.
В политическом плане Пхеньян добился определенного преимущества. В итоговой резолюции сентябрьской встречи ему удалось перефокусировать тему дискуссий с изначальной - ядерное разоружение КНДР - на более широкую, открывающую поле для новых маневров: "денуклеризация всего Корейского полуострова".
В конце октября 2005 г. китайский руководитель Ху Цзиньтао совершил визит в Пхеньян, пообещав экономическую помощь в обмен на дальнейшее участие КНДР уже в новом, ноябрьском раунде переговоров. Пхеньян принял размен, однако ноябрьский раунд был приостановлен на время саммита АТЭС в Пусане. Позже КНДР отказалась вернуться на переговоры под предлогом протеста против действий США, наложивших санкции на 8 северокорейских организаций и банк в Макао, обвиняемых в отмывании фальшивых долларов северокорейского производства.
Ситуация в очередной раз пошла по кругу. Однако сегодня появился новый фактор - фактор Китая. Пекин использует северокорейскую проблему в наиважнейших для него отношениях с США, во-первых, стараясь показать свои возможности партнера в начавшемся в 2005 г. китайско-американском стратегическом диалоге. А во-вторых, "разменивая" содействие Штатам по КНДР на американский, благоприятный для Пекина, подход к проблеме "независимости Тайваня". Вояж Ху Цзиньтао в Пхеньян в октябре и возобновление шестисторонних переговоров в ноябре состоялись как раз накануне визита Буша в Китай, в ходе которого обсуждались и северокорейский, и тайваньский вопросы.
В этих условиях Пекин не мог не потребовать от Пхеньяна оставаться в русле октябрьских договоренностей, пригласив для объяснений северокорейского лидера в Китай. Пхеньян же не мог отказаться от приглашения, рискуя в противном случае вызвать раздражение Пекина, а, с другой стороны, постарался использовать визит для получения новой экономической помощи.
Другая причина интереса Китая к Северной Корее - внутриполитическая. Приватизация госпредприятий особенно больно ударила по старой промышленной базе на северо-востоке Китая, вызвав нарастающую безработицу и протесты. Социальный коллапс в Северной Корее чреват миллионным потоком беженцев в Китай с угрозой дестабилизации этого региона Китая. Исходя из этого, Пекин в дополнение к экономической помощи предложил Ким Чен Иру посетить наиболее динамичный и открытый район Китая - Гуаньчжоу и две особые зоны - Шэньчжэнь (финансовый рынок, высокие технологии) и Чжухай (туризм), созданные четверть века назад по образу пограничных с ними, соответственно, Гонконга и Макао. Цель Пекина весьма прозрачна - убедить Ким Чен Ира, что рыночные реформы и открытость дадут ему больше дивидендов, чем просто помощь.
И здесь китайская логика пересеклась с северокорейской. После развала СССР главным источником выживания северокорейского режима стала западная помощь и западные рынки. В пхеньянском руководстве сформировался слой людей, своего рода "северокорейских олигархов", которые знают, как работать на мировых рынках. Неверно считать таких "олигархов" основой какой-либо оппозиции, они всецело лояльны "вождю", однако характер их деятельности приводит к появлению "полей вне прямого контроля" Ким Чен Ира, ни разу не выезжавшего в западные страны и не знакомого с рыночными отношениями. "Новые олигархи" предприняли попытку показать "вождю" возможности если не полномасштабного, то "точечного" (в пределах особых экономических зон) рыночного хозяйствования. А заодно и получить новые личные выгоды от развития им подконтрольных в повседневной жизни "полей вне прямого контроля вождя". Время выбрано не случайно - в 2005 г. в северокорейской экономике наступил виток нового "закручивания" хозяйственных гаек.
Сейчас трудно сказать, насколько северокорейское руководство восприняло экономические сигналы из Пекина и интересы собственных "новых олигархов". Однако относительно возвращения Пхеньяна в переговорный процесс вряд ли стоит строить оптимистичные планы. Пекин имеет лишь ограниченное влияние на Пхеньян. И северокорейцы вернутся в переговоры, когда посчитают, что уже получили достаточный платеж за их возобновление.